logo
доделать надр не мног

20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.

Нем ф-ф и матем-к (1646-1716) Л: О идеализм, плюр-м, деизм, рац-м

Стремл-е совм-ть несовм-е: Н и религию.

Л выдвинул плюралистическую концепцию бытия как совак-и мн-ва субст-й - М. Мир сот-т из мн-ва субст-й - М (плюр-м).

М - исх-е начало всего сущего обл-т абс-й прост-й и неделим-ю и не м б сложн-й и протяж-й (истин-е атомы прир-ы). М уникальна и неуничтожима. М имеют дух-ю прир-у.

Первич-е и осн-е св-во М: самост-ть, самодеят-ть, самодвиж-е (диал-ка). Движущ-я сила М - внутр-й принцип, в кот закл-я все ее разнообр-е (перцепция).

П - чувств-е воспр-е отраж-ся вещей, это предст-е имеющ-е идеальн-й хар-р.

Сущ-т мно-во М, яв-ся базисными эл-ми, из кот устроена всел-я.

Кажд отдел-я М предст-т замк-й мир, и, яв-сь частью опр-й иерархии, отражает каждая по-своему Вселенную.

М - это некие непр-венные, дух-е точки, присущие конкр-м вещам, базисные эл-ты Вселенной.

М "не имеют окон", они не влияют друг на друга. Для преодол-я замкн-ти М, Л вводит "принцип предуст-й гарм-и" исх-й от Бога и обеспеч-й внутр-й порядок всего мира М. Взаимод-т М спонтанно, но согласов-о благодаря бож-й мудрости.

Яв-сь "живым зеркалом универсализма", М делятся на три вида:

- М низшей ступени развития, имеющих лишь смутные предст-я о Вселенной

- монады-души, облад-е ощущ-и и предст-и

- М-духи, надел-е созн-м.

Созн-е присуще только тем М, кот обл-т самосозн-м (апперцапцией). Обл-т созн-м только чел.

На вершине иерархии - высшая монада, разум которой имеет ясные предст-я, Бог.

Л соглаш-ся с эмпириками, что чувства необх-ы для позн-я. Т.о. получ-ся разгранич-е чувств и позн-я (рациональн)

Гносеология Л интересна 2-мя родами истины:

Ист разума - это врожд-е идеи, опытом их оправдать невозм-о. Осн. ист-й разума яв-ся всеобщ-ть и необх-ть, присущи логич-у и матем-у знан-ю.

Ист факта - не м б вывед-ы дедукт-м путем и прибор опытом: законы прир.

Ист разума выше ист факта.

Познать М можно только разумом.

В целом, учение Лейбница о М предст-т собой доктрину бесконеч-о субстанциального многообр-я.

21. Матереалистический сенсуализм Локка.

Английский философ-просветитель и политический мыслитель Дж. Локк сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую теорию познания.

Работа «Опыт о человеческом разуме» - ставит цель исследовать человеческий разум, его способности, функции, пределы. Знание предохранит от умственной бездеятельности.

Согласно Локку, не существует прирожденных уму человека идей ни в теоретическом мышлении, ни в нравственных убеждениях. Знания, идеи, принципы формируются благодаря усилиям каждого человека. Душа, разум – это «чистый лист бумаги». Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях Единственным источником.идей может быть только опыт.

Два источника идей:

  1. Ощущения – возникают от воздействия на органы чувств внешних тел.

А) идеи первичных качеств – неотделимы от тел, находятся в них самих, то есть объективно существуют. (плотность, масса, движение и т.п.)

Б) идеи вторичных качеств – связаны с познающим субъектом и определяются его ощущениями. Возникают при встрече объекта с субъектом (вкус, цвет, звук, тепло, боль и т.д.).

2) Рефлексия – деятельность самого ума. Возможность совершать с ощущениями различные действия, производить их обработку. (Три способности души: сопоставление, соединение, абстрагирование)=> формирование идей.

Истинность идей:

Истинность предполагает всегда утверждение или отрицание.

Виды знаний:

  1. Интуитивное (самое достоверное по Локку) – основано на обобщении внутреннего опыта

  2. Демонстративное (доказательное) – основано на обобщении идей.

  3. Сенситивное(чувственное) – восприятие отдельных единичных вещей внешнего мира.

Итог: дал развернутую критику теории врожденных идей, исследовал способы образования общих понятий, уделил внимание критическому исследованию разума, его ошибок и заблуждений.