logo
доделать надр не мног

40. Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с.Кьеркегор, ф. Ницше)

Иррационалистическая философия возникает в период господства идей классической философии в Западной Европе. Она критикует узость и односторонность рационализма.

Иррациональная философия обращена к проблемам повседневной жизни человека, исследует присущие всем состояния отчаяния и абсурда, страха и смерти, смысла и бессмыслицы, несвободы и свободы, ответственности, выбора и творчества.

Иррационализм – философское идеалистическое течение, ограничивающее возможности рационального познания. Разумному созерцанию мира иррационализм противопоставляет чувственное созерцание, интуицию, инстинкт, веру, т. е. другие познавательные способности, позволяющие получить знание недоступное разуму.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ-идеалист, панволюнтарист. Как личность сочетал в себе гениальность и скверный характер с глубоким пессимизмом, был чужд общественной и политической деятельности. Главная работа “Мир как воля и представление” (1819-1844). Идейными вдохновителями философии Шопенгауэра были Платон и Кант. В дальнейшем на его мировоззрение большое влияние произвело увлечение буддизмом.

Философия А. Шопенгауэра это философия аскета, поглощенного собственным одиночеством. Одиночество – центральная проблема в философии Шопенгауэра.

Парадоксальность философии А.Шопенгауэра заключается в том, что, несмотря на своё собственное заключение о непознаваемости «мировой воли» как «вещи в себе» ни рассудком, ни разумом, он всё же хотел её познать. Специфика философии Шопенгауэра определяется его представлением о человеке, сущность которого зависит не от разума, а от воли.

Серен Кьеркегор (1813-1855) датский философ. Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая и религиозная.

1. На эстетической стадии человек живет, руководствуясь чувствами. Существуя на эстетической стадии, человек сталкивается с отчаяньем бессмысленности такой жизни. Тогда человек может перейти на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга.

2. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим. В конце концов человек может придти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье.

3. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму.

Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель. Задача философии по Ницше состоит в самопознании. Его философия стала протестом против традиционной классической философии, которая подчиняла индивида внешним силам, принципам и обстоятельствам. Причину слабости человека он видел в христианстве: альтруизм и любовь к ближнему привели человека к вырождению.

Иррациональная философия Ницше отличается от воззрений Шопенгауэра и Кьеркегора. Общее у них – это волюнтаризм, а в остальном, они противоположны. Шопенгауэр пессимист, а Ницше оптимист, так как главное в его философии – вера в человека, вера в возможность преодолеть свою слабость и недостатки. Ницше всюду ищет дионисийское начало в человеке, пытается слабость превратить в достоинство, силу и мощь.