37. Религиозный и научный космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Гумилев).
К.Э. Циолковский выдвигал три "начала": время, пространство и силу. "Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы. И обратно, где есть одно из этих понятий, там есть и материя. Материя (а равно и атом!) оживотворена, действует по законам физического и психического мира.
Материя вся чувствительна и "периодически, неизбежно, через громадные промежутки времени, принимает сложный организованный вид, называемый нами жизнью". "атом всегда жив". Главная причина страданий в космосе - самозарождение жизни. Человек овладеет Вселенной, разум возвысится и зло исчезнет.
Во имя бдущего "блаженства Вселенной" применение "подбора" к человечеству. Все, уклоняющееся ко злу, оставляется без потомства. "совершенные" будут заселять своим "собственным зрелым родом" все те планеты, на которые распространится их могущество. Но и там они "без страданий" уничтожат "несовершенные задатки жизни".
А.Л.Чижевского. Единство природы Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.
Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате, единой "стихии". Чижевский видит субстрат - первооснову в структурной субатомной единице вещества - электроне. Чижевский считает, что "механика природы должна покоиться на едином, всеобъемлющем принципе" - принципе всеобщего кругообращения, которому подчинено всё окружающее нас. Человек, животное и растение рождаются, живут и умирают то же самое совершается и со звёздными системами. Чиж вводит новую классификацию материальных тел, два класса. Естественные тела ("мир минералов, растений, животных") "возникают естественным путём, получают свою форму непосредственно от природы". Они обладают вполне определённой формой, которую при их "рождении" можно предсказать.
Искусственные тела (дом, соты, гнездо, горы...) образуются в результате некоторого творческого акта тел естественных. Их форма различна и определяется этим творческим актом, её нельзя предсказать заранее.
Н.Ф.Федоров. Главная задача человека и человечества в правильном понимании смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью.
После искупления Христом первородного греха людей дальнейшее спасение их и окружающего мира целиком зависит от людей. Нам, людям, вручено дело спасения мира и себя.
Опираясь на силу разума, человек, может познавать Вселенную и населить все миры, упорядочить хаос, управлять преобразованием природы, завершая тем самым предначертания Творца.
Для этого необходимо преодолеть людскую разобщенность и холодную отчужденность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства, родственности между людьми.
«философия общего дела», учение о родстве. Родство лежит в основы жизни человека и Бога. Культ предков - единственная истинная религия. «последний враг» человека — смерть. Проблему «воскрешения» Федоров решает через воскресение в «будущей жизни». «Воскрешение» - полнота жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. Учение о «воскрешении» пронизано одной идеей — идеей единства, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
В.И. Вернадский. Современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. Биосферу - область Земли, охваченная "живым веществом", "совокупностью живых организмов". "Биогенный ток атомов", состоящий в дыхании, питании, размножении, характеризуется устойчивостью равновесия и организованности. Полное заселение биосферы человеком связано с развитием научной мысли и успехами техники передвижения и мышления, возможностям "мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете". На стадии ноосферы человечество как единое целое охватит весь земной шар и окончательно решит "вопрос о лучшем устройстве жизни". Духовное единство религии - оказалось утопией. Бессильна государственная мысль в создании единства в форме единой государственной организации. Вернадский признавал "огромное значение Ф мышления в структуре духовной жизни человечества".Ф ищет загадки мира но не решает. 3 независимых центров мировой Ф мысли: средиземноморского, или европейского, индийского и китайского. Средствами одной Ф невозможно реализовать идею единения всего человечества, идею общности, "вселенского понимания" (доступно лишь науке). Ф небезразлична науке. Ф создает научные гипотезы и теории. Зарождение ноосферы обусловливается "взрывом научного творчества", которое выступает как "природный процесс истории биосферы. Н. рассеивает опасения за будущее ч-ой цивилизации. "перестройка биосферы" не может совершаться без оценки ее "с точки зрения добра и зла". "Критическая свободная мысль современного ученого, ищет в области этики такие "нужные формы", которые могли бы "удовлетворить его моральное сознание". "научная этика" несла на себе печать абстрактности и формализма, вооружая лишь кастовое сознание ученых.
- 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м: мифология, религия, философия.
- 2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.
- 4. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии
- 5. Космоцентризм ранней греческой философии.
- 6. Проблема бытия в античной философии.Элейская школа(Парменид, Зенон).
- 7. Диалектика в философии античности.
- 8. Философия Платона.
- 9. Философия Аристотеля.
- 10.Атомистический матереализм Левкиппа и Демокрита.
- 11. Проблема человека в античной философии. Этика Сократа и Эпикура.
- 13. Полемика реализма и номинализма в средневековой схоластике. Философия ф. Аквинского.
- 14. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Философия н. Кузанского. Общественно-политические взгляды н. Макиавелли (работа «Государь»). Утопизм т. Мора и т. Кампанеллы.
- 15. Пантеизм как принцип философии возрождения: Кузанский, Бруно.
- 16. Научная революцияв естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- 18. Естественно-научные и философские взгляды р.Декарта. Дуализм и рационализм р.Декарта. (52,53,54)
- 19. Матереализм и пантеизм спинозы.
- 20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.
- 22. Концепция естественного права и общественного договора т. Гоббса и Дж.Локка.
- 23. Механистический материализм XVIII века о развитии природы и общества.
- 24. Проблема человека и общества в учении французских материалистов.
- 25. Основные черты нкф.
- 26. Гносеология и этика и. Канта.
- 27. Философия Гегеля. Основные противоречия системы и метода Гегеля.
- 28.Антропологический материализм л.Фейербаха.
- 29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.
- 31. Исторические условия развития философии в России. Характерные черты и периодизация русской философии.
- 32. Традиции русского Просвещения.
- 33. Радикальные направления русской философии о социальном предназначении философии(декабристы, революционные демократы, народники)
- 34. Религиозное направления русской философии. Философия Всеединства Соловьева.
- 35. Славянофильство и западничество о путях развития России. Понятие Славянофильства
- Понятие Западничества
- 36. Философия русского зарубежья: направления и особенности. Экзистенциализм и персонализм Бердяева.
- 37. Религиозный и научный космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Гумилев).
- 38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.
- 40. Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с.Кьеркегор, ф. Ницше)
- 65. Человек как философская проблема. Образ человека в истории философии. Принцип социоцентризма и антропоцентризма.
- 66.Общество как система. Взаимосвязь природы и общества.
- 67. Концепции общественного развития и их классификация
- 69. Концепции ценностей. Жизнь как ценность. Биоэтика.
- 70. Исторический процесс и его участники.
- 71. Культура как объект философского исследования. Типология культуры. Внутренняя и внешняя культура. Этика и этикет.