logo search
философия / философия / философия / философия

18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.

Середина 19 века характеризуется тем, что она показала главенство экономики в социальном развитии. В экономику были втянуты все члены общества. Отношением к экономике, как к важнейшей стороне жизни. Экономика – форма всеобщей социальной связи между людьми. Сформировалось “большое” общество (характеризуется анонимностью связей между людьми с большим количеством анонимных посредников). Посредники – государство; его бюрократический аппарат; система права; идеология, которая узаконивает существующий социальный порядок; деньги, как всеобщий регулятор экономических отношений; наука и экспертные знания. Эти посредники не работают без главного принципа (реализован в 19 в.), а именно: принципа личности. Поведение личности основано не на внешнем принуждении, а на внутреннем нравственном чувстве. При этом общество осознает права личности, а не только обязанности, оно признает за личностью право на личную жизнь, то есть пространство приватности. В глубине себя человек, определяя и структурируя свою социальную жизнь и свою приватность, пришел к выводу, что в остатке он никак не определяем и иррационален. И человек, и мир иррациональны. Это отразилось в философии, которая называется постклассической философией.

Познание становится более конкретным и более строгим, поэтому рационализм как метод достижения истины уточняется. Истина отныне – результат четкой постановки конкретных научных задач и реализации конкретных научных методов (процедур).

Принцип целерационализма – истина есть результат четкой постановки конкретных научных задач и решении их путем выполнения правил научной процедуры. Целерационализм становится неотъемлемой частью науки и человека. Принцип гуманизма переформировался. Человек не просто рациональный субъект, а целерациональный субъект. Возникла профессиональная ответственность, труд стал ценностью, труд оправдывает человека. Кант: “Философия нужна не сама по себе, а нужна для управления обществом”. Бурный экономический рост сопровождался кризисами, социальными конфликтами, войнами, поэтому перед философией стала задача эффективной теории общества, помогающей решать проблемы.