logo search
Билеты ВСЕЕЕ

12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).

Своими корнями тод уходит в античность, было привлечено внимание в Новом времени.

Различи то у Гоббса и Локка:

1). Трактовка догосударственного периода

Гоббс: «Война всех против всех», когда отстутсвуют сдерживающие факторы

Локк: состояние всеобщего равенства, когда права равномерно распределены между людьми и действует сдерживающий моральный принцип. Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

2). Цель учреждения государства

Гоббс: учреждение, обеспечение мира и порядка в обществе.

Локк: обеспечение незыблемости, нерушимости естественных прав человека.

3). По количеству прав, передаваемых государству

Гоббс: люди все свои права передают государству как высшей власти

Локк: естественные права нерушимы. Государству передаются только правосудие и ведение межгосударственных дел.

Томас Гоббс – английский философ.

Его общефилософские взгляды базируются на чисто механистическом принципе, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты – величина, движение и свойства субъективны. Все рассуждения людей уподобляются в конце концов только счёту. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма (философское воззрение, выводящее всё содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его в сумме элементов чувственного познания). Сенсуалисты полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью. Он отрицал свободу воли, придерживаясь жёсткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке, учение о гражданине – предмет философии Гоббса.

Гоббс резко критиковал суеверия, однако верил в существование Бога и рассматривал его лишь как источник начальной «энергии мироздания, как первопричину всего существа». Бог, по Гоббсу, не вмешивается в течение земных событий.

Гоббс считал себя Евклидом в области общественной науки.

По Гоббсу, построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц, можно, лишь перенеся методы геометрии в область политики.

В центр исследования следует поставить не частные интересы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни.

Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. (На эту тему издал известно произведение «Левиафан»).

От деятельности государства зависят жизнь, счастье и благосостояние как человека, так и всего общества. Они составляют «здоровье государства», его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам или даже смерти государства. Поэтому все люди заинтересованы в совершенном государстве. Государство возникло в результате общественного договора.

Джон Локк – английский философ. Внёс большой вклад в формирование современных представлений о демократическом правовом государстве.

Он отвергал точку зрения о врождённых идеях и полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Декарта.

Нет ничего в уме, чего бы раньше не было бы в ощущении – основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами её проявления. Отрицая врождённые идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определённых задатков или предрасположенности к той или иной деятельности.

Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непостредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Развивая идея Гоббса о связи языка и мышления, Локк выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Оказал влияние на развитие философии, педагогики и психологии.