12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
Своими корнями тод уходит в античность, было привлечено внимание в Новом времени.
Различи то у Гоббса и Локка:
1). Трактовка догосударственного периода
Гоббс: «Война всех против всех», когда отстутсвуют сдерживающие факторы
Локк: состояние всеобщего равенства, когда права равномерно распределены между людьми и действует сдерживающий моральный принцип. Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
2). Цель учреждения государства
Гоббс: учреждение, обеспечение мира и порядка в обществе.
Локк: обеспечение незыблемости, нерушимости естественных прав человека.
3). По количеству прав, передаваемых государству
Гоббс: люди все свои права передают государству как высшей власти
Локк: естественные права нерушимы. Государству передаются только правосудие и ведение межгосударственных дел.
Томас Гоббс – английский философ.
Его общефилософские взгляды базируются на чисто механистическом принципе, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты – величина, движение и свойства субъективны. Все рассуждения людей уподобляются в конце концов только счёту. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма (философское воззрение, выводящее всё содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его в сумме элементов чувственного познания). Сенсуалисты полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью. Он отрицал свободу воли, придерживаясь жёсткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке, учение о гражданине – предмет философии Гоббса.
Гоббс резко критиковал суеверия, однако верил в существование Бога и рассматривал его лишь как источник начальной «энергии мироздания, как первопричину всего существа». Бог, по Гоббсу, не вмешивается в течение земных событий.
Гоббс считал себя Евклидом в области общественной науки.
По Гоббсу, построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц, можно, лишь перенеся методы геометрии в область политики.
В центр исследования следует поставить не частные интересы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни.
Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. (На эту тему издал известно произведение «Левиафан»).
От деятельности государства зависят жизнь, счастье и благосостояние как человека, так и всего общества. Они составляют «здоровье государства», его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам или даже смерти государства. Поэтому все люди заинтересованы в совершенном государстве. Государство возникло в результате общественного договора.
Джон Локк – английский философ. Внёс большой вклад в формирование современных представлений о демократическом правовом государстве.
Он отвергал точку зрения о врождённых идеях и полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Декарта.
Нет ничего в уме, чего бы раньше не было бы в ощущении – основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами её проявления. Отрицая врождённые идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определённых задатков или предрасположенности к той или иной деятельности.
Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непостредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
Развивая идея Гоббса о связи языка и мышления, Локк выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Оказал влияние на развитие философии, педагогики и психологии.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.