8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
Средневековая философия (1-14вв.) – это синтез богословия и античной философии (Платон и Аристотель).
Главная особенность средневековой философии – теоцентризм (теологическая концепция , согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага).
Средневековая философия в своём развитии прошла два этапа:
-
Патристика («патрия» - отец). 1-7вв.
В этот период создавались труды отцов церкви, заложивших основы Священного придания. Последователи: Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст).
Главные тема патристики:
- монотеизм (единобожие)
- креационизм (учение о творении мира богом)
- эсхатология (учение о конце света)
- теодицея (объяснение, почему в мире, которым управляет добрый, справедливый, всемогущий Бог, существует зло и несправедливость)
- спор об универсалиях – спор о том, что существует в действительности: общее или единичное. Этот спор уходит корнями в спор между Аристотелем и Платоном.
Сформировалось две позиции:
-
Реализм (позиция, развивающая идеи Платона): общее существует самостоятельно, а единичное или вообще не существует или полностью зависит от общего.
-
Номинализм (позиция, развивающая идеи Аристотеля): реально существует лишь единичное, а общее реально не существует. Это лишь имя, которое мы в своём сознании даём для группы сходных предметов.
Главным философом эпохи патристики является Августин Аврелли (Блаженный). В работе «Исповедь» Августин ввёл в философию принципиально новую тему: тему динамики человеческой личности.
Вторая работа – «О граде Божием» (22 книги) - имела большой резонанс в науке. Противостояние церкви и государству. В этой работе Августин заложил основы философии истории. Эта наука стремится осмыслить исторические процессы, проанализировать события, периодизировать. В основе истории, по Августину, лежит закон, по которому, если град земной (государство) ставит себя выше града Божьего (церкви), то это ведёт к его падению. Этим он объяснил падение Рима. Цель истории он видит в установлении града Божьего на Земле. Даёт свою периодизацию истории, основанную на библейских представлениях о творении мира.
-
Схоластика. 7-14вв.
Термин произошёл от названия учебных курсов философии, преподававшихся в то время в учебных заведениях.
Задачей философии в этот период стала систематизация, объяснение и обоснование религиозных догматов (основополагающее учение какой-либо религии). Соответственно этому изменилась трактовка соотношения веры и знания. Они больше не противопоставлялись друг другу, а рассматривались в отношении единства и гармонии.
В этот период сформировалась теория двойственной истинности: существует 2 истины: наука и религия. Они не могут противопоставляться друг другу. (Эта теория существует и сейчас).
Фома Аквинский – ведущий философ схоластики и вообще Средневековья. Главная работа – «Сумма теологии».
Главные достижения: - заменил учения Августина христианской интерпретацией философии Аристотеля
- родоначальник мощного направления в философии – неотомизм (официальная философия католической церкви). Современные представители: Майден, Ветер – развитие идей Фомы Аквинского
- сформировал пять логических доказательств бытия Бога. Например: «Всё имеет свою причину».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.