logo
Билеты ВСЕЕЕ

9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.

Августин (354-430). Главным философом эпохи патристики является Августин Аврелли (Блаженный). В работе «Исповедь» Августин ввёл в философию принципиально новую тему: тему динамики человеческой личности.

Вторая работа – «О граде Божием» (22 книги) - имела большой резонанс в науке. Противостояние церкви и государству. В этой работе Августин заложил основы философии истории. Эта наука стремится осмыслить исторические процессы, проанализировать события, периодизировать. В основе истории, по Августину, лежит закон, по которому, если град земной (государство) ставит себя выше града Божьего (церкви), то это ведёт к его падению. Этим он объяснил падение Рима. Цель истории он видит в установлении града Божьего на Земле. Даёт свою периодизацию истории, основанную на библейских представлениях о творении мира.

Учение о бытии близко к неоплатонизму. По Августину всё сущее – благо. Благо - субстанция. Зло – не субстанция, а недостаток. Бог есть источник бытия, блага. Мир один, не признавал многочисленность миров. В мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Материя также имеет своё место в строе целого. Августин считал достойными познания такие объекты познания, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести з самосознания человека, т.е. путём умопостижения, а бытие вещей – из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека – в отношении к Богу. Он разработал философскую антропологию (учение о природе (сущности) человека). Душа – нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма – творения душ новорождённых Богом.

Проблема Бога и его соотношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог сверхприроден. Мир, природа и человек зависят от своего Творца. Рассматривал Бога как личность, сотворившую всё сущее, всемерно подчеркивал абсолютное всемогущество Бога. Утверждая принцип бестелесности Бога, Августин выводит принцип бесконечности божественного начала.

Вечность и время: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времени. Время есть мера движения и изменения (удивительно точное определение времени, свою концепцию он нередко именовал релятивистской теорией времени).

Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей-идей Бога всё есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога.

Мучается в поисках истины по вопросу прошедшего и будущего времени и приходит к выводу: «ни будущего, ни прошедшего не существует, и было бы точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие три формы».

Добро и зло – теодицея (философско-богословское учение, согласно которому Бог как творец и создатель мира не несет ответственности за существующее на Земле зло): рассматривает зло как отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе.

Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в её отношении к воле человека и её божественном предопределении.

Августин, критикуя скептицизм, выдвинул против него возражение: без знания истины невозможно и «вероятное» знание, т.к. вероятное есть нечто правдоподобное, т.е. похожее на истину, а чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. Где же её найти? По мысли Августина, наиболее достоверное знание – это знание человека о своём собственном бытии и сознании. Познание основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Нормой же познания является истина. Неизменная, вечная истина есть источник всех истин, есть Бог. Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания, т.е. понимания познания как энергийно-волевого процесса. «Человек испытывает страдания настолько, насколько поддаётся им».

Разум, по Августину, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела, созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души – его высшее назначение.

Общество и история: Августин утверждал, что имущественное неравенство людей – неизбежное явление социальной жизни. Опираясь на идею равенства всех перед Богом, призывает их к тому, чтобы жить в мире.

Фома Аквинский (1225/1226-1274)

Фома Аквинский – ведущий философ схоластики и вообще Средневековья. Главная работа – «Сумма теологии».

Главные достижения: - заменил учения Августина христианской интерпретацией философии Аристотеля

- родоначальник мощного направления в философии – неотомизм (официальная философия католической церкви). Современные представители: Майден, Ветер – развитие идей Фомы Аквинского

- сформировал пять логических доказательств бытия Бога. Например: «Всё имеет свою причину».

2 важнейшие работы: «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»).

Фома Аквинский был назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя.

Исходным принципом в его учении является божественное откровение. Он разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости.

О бытии: исходя во многом из учения Аристотеля, Фома рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Квалификация материи Фомой с помощью целой системы рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика и поставила все точки над i в одном из самых острых вопросов христианской схоластики (материя получила частичное «оправдание»).

О человеке и его душе: телесное начало человека органически соучаствуетв духовно-душевной деятельности человека (душа и тело находятся в единстве). Фома придерживался идеи бессмертия души.

О познании: основополагающий принцип познания – реальное существование всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: «до вещей» (в разуме Бога), «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» - в мышлении человека. Человеку присущи две способности познания – чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Истину Фома определял как «соответствие интеллекта и вещи». Отрицая врождённое знания, Фома вместе с тем признавал, что в нас есть некоторые зародыши знаний. Он выдвинул принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать; на этом принципе основываются все другие нормы логического мышления.

Об этике: принцип свободы воли человека, учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишённости блага. Зло есть лишь менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшая идея – концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.

Об обществе и государстве: вслед за Аристотелем Фома исходит из того, что человек по своей природе – существо общественное. Главная цель власти – содействовать общему благу. Отдавал предпочтение монархии, однако считал, что если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании.

Фома Аквинский завершил построение католической теологии. В 1323 году был причислен к лику святых.