3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7в. до н.э. до 6в. н.э. Она развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где ещё до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдалённых стран Востока – Древнего Китая и Индии.
Главная особенность античной философии – космоцентризм (в центре внимания космос)
1). Самая древняя школа – Милетская (названа по г. Милет, где жили её представители)
Представители: Фалес (родоначальник), Анаксимандр, Анаксимен
Главные особенности милетской школы:
- впервые поставлен вопрос о первооснове мира. Фалес считал воду первоосновой, Анаксимен – воздух, а Анаксимандр – апейрон (трактовал как нечто неопределённое и беспредельное)
- было высказано предположение, что жизнь на земле зародилась в воде, затем развивалась на суше, что привело к появлению человека
- предположение о множественности миров во Вселенной
2). Гераклит Эфесский
Главный вклад в развитие философии – развитие диалектических идей.
Особенности философии Гераклита: «Всё течёт!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется».
- господство в мире объективных закономерностей
- отрицание творения мира
- признание вечности и бесконечности Вселенной
- первооснова мира – огонь (материальная основа)
- причиной развития чего бы то ни было считал борьбу противоположных сил. Противоположности находятся в состоянии борьбы. «Всё возникает через борьбу».
3). Элейская школа
Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон
Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей. Если Гераклит утверждал, что всё изменяется, то Парменид – прямо противоположное: ничто не изменяется. «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».
Развитие элейской школы шло в двух направлениях:
- от материализма к идеализму
- от диалектики к метафизике. Парменид – первый метафизик в истории философии.
Зенон: «Если природа делима до бесконечности, то движение из бесконечности никогда не приведёт к конечному результату, т.е. движение не сможет даже начаться». Аристотель назвал Зенона изобретателем диалектики.
Главное значение апорий Зенона («Ахиллес», «Стрела») состоит в том, что он впервые сформулировал теоритические проблемы, стоящие перед нашим пониманием движения (препятствующие ему).
Движение – переход из статики в статику.
4). Демокрит
Главный вклад в философию – основал философский материализм. Создал первую завершённую систему философского материализма.
В основе его учения лежит учение об атомах (о первооснове мира). Ему удалось создать совершенную законченную систему об атомах.
Атомизм Левкиппа – Демокрита
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.