logo
Билеты ВСЕЕЕ

13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).

Бенедикт Спиноза – нидерландский философ.

Дал определение свободы: свобода – это осознанная необходимость.

Сильные стороны этого подхода: - диалектичность

- выделяется важнейший атрибут (то, что неотделимо от природы) свободы – осознанность

- выясняется важнейшее основание свободы – необходимость.

Недостатки: - это определение не работает для анализа определённой ситуации

- не раскрывает сущности свободы (свобода определяется не через категорию необходимости, а через категорию возможности. Свобода – мера возможностей субъекта.

Группы возможностей: материальные, юридические, связанные со здоровьем – физические, связанные с познанием.

Он противопоставил дуализму Декарта принцип монизма (философское воззрение, согласно которому всё многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа). Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Принцип объективной реальности.

Необходимость причин и следствий, проистекающий из внутренних законов единой субстанции, - единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутам – протяжением и мышлением.

Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира, а именно: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.

Джордж Беркли – английский философ.

Выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Локка о происхождении понятий материи и пространства.

«Быть – значит быть в восприятии».

Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем суть самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Чувственные впечатления – это феномены психики. Если у вас одна рука холодная, а другая тёплая, опустите руки в тёплую воду, и вы почувствуете одной рукой холод, а другой тепло. Беркли доказывает верную мысль – об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.

Беркли обвиняют в солипсизме (это доведённый до крайних выводов субъективный идеализм).

Дэвид Юм – английский философ.

Для Юма достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал как поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным.

Отрицал связь между причиной и следствием, так как мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но это чисто психологический факт, из которого нельзя сделать вывод: после этого - значит поэтому. Само по себе положение верно, но Юм сделал сделал неверный вывод: он отрицал объективную причинность, однако допускал наличие субъективной причинности в виде порождения идей (образов памяти) чувственными впечатлениями. Юм утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоритическое знание, а вера. Так, мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся.

Скептицизм и позитивизм Юма сказались на творениях Канта.

Дени Дидро - французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751).

Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции.

В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца. Этим учением Дидро наносил удар идее Откровения, на которой держалась власть католического духовенства, отнимал у римской церкви право толковать волю Бога, цель мироздания, право награждать и карать людей за их поступки и дал мощный толчок изучению природы, развитию естествознания. По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому, как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную. Известно, чем закончился союз философов и монархов. Последние ухаживали за первыми, но первые не оказали реального влияния на практическую политику просвещённых деспотов. Идеологом буржуазии Дидро является и в своих литературных произведениях. Он проложил во Франции путь буржуазно-сентиментальной драме, уже раньше зародившейся в Англии.

Поль Анри - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные сочинения: "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" (1770), "Разоблаченное христианство" (1761), "Карманное богословие" (1768), "Здравый смысл" (1772) и др.

Гольбах разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Он предпринял попытку соединить естественнонаучные представления о свойствах и структурной организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Гольбаху, материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства ("Система природы"). Движение определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Гольбахом, была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Гольбах стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек — продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Гольбаху, проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Он, как и Гельвеции, попытался перенести принцип материалистически понятого сенсуализма на объяснение общественной жизни. Отстаивал учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии, о формирующей роли среды по отношению к личности с ее потребностями. Гольбах был сторонником договорной теории происхождения общественных институтов, в том числе государства. Мерилом свободы членов общества считал благо общества в целом. Выступал с резкой критикой феодальных устоев. В теории познания он придерживался принципа материалистического сенсуализма, был непримиримым противником агностицизма и учения о врожденных идеях. Саркастически остроумно выступал с критикой религии и церкви. Гольбах, наряду с Гельвецием, сыграл большую роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 века.

Клод Адриан Гельвеций- французский философ.

Первым опубликованным произведением Гельвеция был его труд "Об уме", работа над которым продолжалась более 20 лет. Эта книга за свои скандальные идеи произвела эффект разорвавшейся бомбы в почтенных кругах Парижа и ее приговорили к сожжению. Самому автору пришлось два раза отказываться от нее. Осуждение книги"Об уме" повлияло также на решении о запрете "Энциклопедии", одним из самых активных участников которой был Гельвеций.

По воззрениям Гельвеция, материя представляет собой лишь слово, обозначающее свойства. В его теории окружающий мир понимался как объективно существующий, бесконечный и находящийся в постоянном движении. В вопросе о человеческом познании Гельвеций склонялся к мнению, что познание имеет чувственно-эмпирическую основу. Именно из чувственности он выводил разум, а сознание полагал высшим этапом познания природы, подчеркивая связь становления сознания с трудовой деятельностью людей. Подобно другим просветителям Гельвеций был одержим верой в безграничные возможности человеческого разума и познания. Человеческие заблуждения Гельвеций делил на два разряда: природные, которые выражаются в невежестве, и приобретенные, которые возникают в силу следования ложным идеям. Гельвеций пытался создать "науку о нравственности". По его мнению, из двух чувств любви к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы. Последние, по Гельвецию, и представляют основную пружину человеческой деятельности. Он полагал, что люди будут добродетельными, лишь объединяя личную выгоду с общей. Для этого необходимо изменить законодательство страны. Гельвеций считал, что законы должны быть составлены так, чтобы личные интересы индивида соответствовали общей цели. Известны некоторые меткие высказывания Гельвеция :«Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы». «Вид несчастья производит на большую часть людей действие головы медузы: при взгляде на нее сердца их превращаются в камень». «Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины». «Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таким в детстве, невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был».