logo
Билеты ВСЕЕЕ

43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).

Смысл и направленность истории

Проблема "направленности" истории трудностей в понимании не вызывает:

понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и

куда идет общество. Проблема "смысла истории" несколько сложнее, поскольку

смысл истории можно понимать как цель истории. А есть ли цель, то есть

смысл у истории? Этот вопрос интересовал людей многие столетия. В социально-

философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации

проблеме смысла и назначения истории.

В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что

общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к

"серебряному веку" и от него - к "железному". В библейской традиции эта

точка зрения проявилась в трактовке Всемирного потопа, как Божьего

наказания. Интересно, что в обыденно-практическом сознании подобная

позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, имеет весьма широкое

хождение.

В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы

которой заложил Гераклит. Его идея "пульсации" истории как вечного огня, то

угасающего, то разгорающегося с новой силой, фактически стала исторически

пер- вой из так называемых "теорий круговорота". Авторами теорий

круговорота были Аристотель, Д.Вико, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер,

П.А.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби.

Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как

поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным

формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И.Кант, Гегель, К.Маркс).

Многие философы начинают философию истории с Аврелия Августина. Он стремился показатьединство всемирно-исторического процесса, определив в качестве началаистории явление Христа. Таким образом, история человечества - это"сотворенное" бытие, концом которого является Страшный суд. На протяжении многих веков, включая и век ХХ, у Августина было немало последователей.

Отделить человеческую историю от истории божественной, земную от небесной,

попытался итальянский мыслитель Д.Вико. Он связывал смысл истории с

естественной необходимостью, то есть с постоянно повторяющимся порядком

причин и следствий. Все народы проходят единый путь, включающий три эпохи:

божественную, героическую, человеческую, которые соответствуют детству,

юности и зрелости человечества. (Д.Вико считал, что такие этапы в своем

развитии проходят культура, язык и все, что связано с жизнедеятельностью

человека и человечества). Пройдя положенный круг, страны и народы начинают

круг новый - те же три названные выше эпохи. При этом Д.Вико не отрицал

роли Божественного провидения, которое обуздывает человеческие страсти.

XVIII век уже упоминался нами как время, когда благодаря Вольтеру появилось

понятие "философия истории". Подчеркнем, что в это время к смыслу и

назначению истории начал складываться подход, характерный для эпохи

Просвещения. Смысл истории при этом связывался с прогрессом человеческого

разума, а история человечества, таким образом, становилась движением по

ступеням этого прогресса. Так, французский философ Кондоре обосновал точку

зрения, гласящую, что прогресс общества состоит в движении к истине и

счастью. Определенный вклад в развитие этой идеи внесли великие немецкие

философы И.Г.Гердер и И.Кант.

Фундаментальное обоснование 1принципа историцизма 0, появившегося еще у

Гердера. принадлежит Гегелю. Историцизм Гегеля включает в себя два

основополагающих принципа:

1) признание субстанциальности истории, наличие в ней в качестве

основополагающей субстанции разума, который обладает бесконечной мощью,

2) утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности;

конечной целью всемирной истории выступает сознание духом его свободы.

Принцип историцизма был воспринят марксистской философией, однако его

понимание претерпело значительные изменения, которые коснулись прежде всего

переориентации на материалистическое понимание истории и общества. В

марксизме термин "историцизм" также был изменен и получил название

"историзма". Историзм основывался на подходе к действительности как

изменяющейся во времени, развивающийся.

Во второй половине ХХ века обнаружилось, что неконтролируемое развитие

производительных сил неизбежно вызовет глобальную экологическую катастрофу,

поэтому сейчас многие ученые испытывают разочарование в прогрессе. Уже

упоминавшийся нами М.Хайдеггер первым в ХХ веке поставивший вопрос о

зловещем феномене техники. О том же говорили и писали ученик З.Фрейда,

психолог и философ Э.Фром, представители Римского клуба Дж.Форрестер и

Д.Медоуз, многие другие.

Как отвечают наши современники на вопрос: во имя чего совершается

исторический процесс?

Обратимся к первой половине ХХ века. Это время появления многих идей

экзистенциализма, субъективно-идеалистического направления в философии,

самый значительный вклад в который внесли такие известные писатели,

театральные деятели, художники, как Ж.П.Сартр, А.Камю, Ф.Кафка, С.Бовуар, а

сторонниками в массе своей были представители интеллигенции. Этот подход

стремится тесно увязать смысл истории с целью и смыслом существования

человека. Так, немецкий экзистенциалист К.Ясперс, которому принадлежит

серьезная разработка смысла и назначения истории, человеческую сущность

усматривает в свободе, которая проявляется в свободной реализации духовных

сил человека.

Большая часть современных философов считает, что у исторического процесса

нет и не может быть цели. Цель ставит перед собой и обществом человек. В

соответствии с этой целью он определяет и смысл истории.

Философские проблемы периодизации истории

Не правда ли, нет ничего проще, чем назвать периоды всемирной истории:

древний мир, средние века, новое время, новейшее время - вот те периоды,

которые многие назовут безошибочно. Отбросим новейшее время и получим

классическую триаду - периодизацию, принятую уже ни один век.

О.Шпенглер был одним из первых, кто усомнился в "наглядно-популярном

членении" всемирной истории на три эпохи. ХХ век стал временем, когда

многие философы, социологи и историки, обращаясь к опыту прошлого и

исследуя тенденции настоящего, пытались создать свои периодизации истории.

Понятно, что единообразия в подходах к проблеме периодизации истории нет:

ведь выделение периодов в истории зависит от того критерия (или критериев),

которые положены в основу периодизации. За основу периодизации истории

брались, к примеру, орудия труда (У.Ростоу, Д.Белл, О.Тоффлер), рост

народонаселения (Т.Р.Мальтус), географическая среда (Ш.Л.Монтескье) и т.д.

Оригинальный подход к периодизации исторического процесса предложил

И.Г.Фихте. Главный критерий выделения эпох у Фихте - свобода, степень отдаленности ее от инстинктов. Позиция Фихте, старшего современника Гегеля, - это немецкий классический

идеализм, многие идеи которого были навеяны Просвещением и Великой

Французской буржуазной револю- цией.

Отметим, что использование термина "эпоха" в философии достаточно

распространено до настоящего времени, но, пожалуй, это не заслуга Фихте, а

вклад в современную философию представителей экзистенциализма. Уже

упоминаемый нами К. Ясперс сделал вывод о том, что история - это переход от

одной эпохи к другой. "Историческую субстанцию человеческого бытия"

составляет традиция. По мнению Ясперса, человечество едино. Для объяснения

человеческого единства Ясперс вводит широко известное сейчас понятие

"осевой эпохи"(середина 1 тыс. до н.э.), когда человеческая история

обретает свою собственную структуру. Каждая историческая эпоха отличается

от другой своей специфической исторической ситуацией. Возможно

возникновение сходных исторических ситуаций. Так, примерно в одно и то же

время возникают одинаковые исторические ситуации в Китае, Индии, Персии,

Палестине и Древней Греции, когда формируется тип современного человека.

Вот это и есть "осевая эпоха" мировой цивилизации.

Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы

к пониманию исторического процесса.

Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу.

Также Энгельс. Авторы "Немецкой идеологии" выделилиструктуру общества, включающую в себя производительные силы -производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного

сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического

процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества -

это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы

собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5)

коммунистическая.

В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к

пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О.

Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной

структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной

жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-

исторические типы" (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби),

проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение,

расцвет, старение, упадок.

Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: отказ от

европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о

существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны

локальность и разнокачественность; утверждение об одинаковом значении всех

культур в историческом процессе.

Что же такое цивилизация - термин, упоминаемый нами уже несколько раз?

Сейчас его часто используют, причем, не только в качестве существительного,

но и как прилагательное, поэтому понятно, что значений этого термина

множество. "Философский энциклопедический словарь" дает три трактовки:

1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии

употребляется также для обозначения материальной культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной

культуры;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.

Энгельс).10

К указанным трем трактовка можно добавить и понятия, разработанные

философами ХХ века:

1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и

регионов (А.Тойнби, П.А.Сорокин);

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

(К.Ясперс);

3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -

его "закат" (О.Шпенглер);

4) высокий уровень материальной деятельности челове- ка, орудий труда,

технологии, экономических и политических отношений и учреждений (Н.Бердяев,

С.Булгаков).

Однако в современной социальной философии под цивилизацией чаще понимают

крупномасштабную социокультурную общность людей и народов.