14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
Главные достижения – диалектика.
Творчество Канта делится на два периода:
1-й период – докритический (до 70-х гг. 18в.)
Этот период характеризуется особым интересом Канта к естественно-научной проблематике.
Главные идеи и достижения этого периода: - небулярная гипотеза «О происхождении Солнечной системы из первоначальной туманности».
- идея естественной истории человеческих рас
-учение о замедлении вращения Земли в следствие приливов и отливов.
Философское значение данных идей состоит в том, что они обосновывают диалектическое понимание мира.
2-й период – критический (с 70-х гг. 18в. до 1804г.)
Во второй период Кант имеет три своих самые главные работы, названия которых начинаются со слова «критика»:
-
«Критика чистого разума». В этой работе он излагает свою концепцию новой критической философии.
Кант критикует метафизику (философию в Аристотелевском понимании) за её стремление дать ответы на неразрешимые мировоззренческие вопросы (о первооснове мира, бытия, смысла жизни), что лишает её научного статуса. Новая критическая философия, по Канту, должна служить ориентиром развития научного познания, должна находить наибольшее перспективное направление научных исследований, а также определить границы науки. В качестве границ между наукой и ненаукой Кант формирует 4 антиномии (одна часть высказывания противоположна другой части).
-
Мир бесконечен во времени и пространстве – мир конечен во времени и пространстве.
-
Всё в мире просто и неделимо – всё в мире сложно и делимо.
-
В мире существует свобода – свободы нет, всё происходит по необходимости.
-
Существует Бог как первопричина мира – не существует никакой первопричины мира.
Эти антиномии и есть, по Канту, граница научного познания. Человеческий разум настолько силён, что он возвысился до осознания этих антиномий, но он не в состоянии их разрушить, потому что любая из антиномий одинаково логически обоснованна.
-
«Критика способности суждения». В ней Кант формулирует основы новой трансцедентальной логики (выходящей за пределы чего-либо).
Пр.: Бог – трансцедентальное существо
Прежняя философия (Аристотелевская метафизика) опиралась на формальную логику Аристотеля. Критическая философия должна базироваться на трансцедентальной логике, главными отличиями которой являются:
- если формальная логика главное внимание уделяет форме высказываний, то трансцедентальная – их содержанию.
- проблема истины в формальной логике носит второстепенный характер, в трансцедентальной – главный.
-
«Критика практического разума». Здесь он излагает свою концепцию морали и формируется знаменитый категорический императив.
Основу теории морали Канта составляет категорический императив (буквально, безусловное поведение) – это основной закон морали по Канту. Это правило носит внеэмпирический (вне опыта), априорный (врождённый) характер.
Смысл категорического императива: «поступай так, чтобы максима (норма) на основе твоей воли могла стать всеобщим законом».
Категорический императив раскрывается в трёх максимах:
-
Поступай так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим законом – золотое правило морали.
-
Человек всегда является высшей целью, его нельзя использовать только как средство достижения высоких целей.
-
Все индивидуальные поступки должны быть ориентированы на общее благо.
Главный вывод: значение категорического императива Канта состоит в диалектическом взаимодействии второй и третьей максимы, раскрывающем возможности гармонизации общественных и личных интересов.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.