19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
Экзистенция - бытие конкретного человека здесь и сейчас; нечто, что делает каждого человека уникальным и неповторимым, отличным от всех.
Трансцеленция - (лат. transcendens — прешагивающий, выходящий за пределы) — философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта. Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является Т., а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, Т. может называться Бог. Философия экзистенциализма уточняет понятие Т. двумя дополнительными значениями. Во-первых, Т. обозначает возможность проявления экзистенции. Во-вторых, она выражает недостижимую полноту всех экзистенций. Оба значения совпадают в понятии "Бог" христианского экзистенциализма (Марсель) и в понятии "ничто" атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).
Экзистенциализм, также философия существования - это философия бытия человека в 20в.
Задача философии заниматься не столько науками, сколько вопросами сугубо индивидуального человеческого бытия.
Экзистенционалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций – озабоченность, страх, осознания приближения конца бытия.
Наиболее крупные представители – Хайдеггер, Ясперс в Германии, Марсель, Сартр, Камю во Франции, Аббаньяно в Италии, Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Гуссерля.
Сёрен Кьеркегор – датский теолог, философ и писатель.
Считал, что самое большое несчастье человека – доверие разумному мышлению. Также как и Шопенгауэр высказывал недоверие к разуму. Выдвинул идею «экзистенционального мышления», которое связано не с теоритическими принципами (как в научном мышлении), а с внутренней духовной жизнью человека, с его интимными переживаниями.
Безнравственность своей эпохи он усматривал в том, что всякое индивидуальное «забывается в общем». Критиковал предшествующих философ за слишком абстрактный подход к человеку: они видят в человеке только его сущность, теряя индивидуальность.
Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил своё внимание на страхе и ужасе бытия.
Жан Поль Сартр – французский философ и писатель.
Многие философские воззрения воплощены в художественных произведениях, хотя есть и собственно философские труды.
Основные проблемы его философских размышлений – суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и «событийности истории» и мира. Особое внимание уделил проблеме свободы воли: каждый человек, обладая свободой воли, несёт ответственность за всё, что творится в мире.
В работах «Воображение» и «Воображаемое» Сартр рассматривает феномен воображения как средство отрыва сознания от мира и полагание несуществующего.
Политические воззрения: смешивание несмешиваемого – позиций гуманизма, демократизма и левого экстремизма. Синтезировал марксизм и экзистенциализм.
Альбер Камю сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.
Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна.
Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).
Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.
• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
Мартин Хайдеггер – немецкий философ.
В своём труде «Бытие и время» Хайдеггер поставил главный вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» в традиционной философии. Он стремился раскрыть этот смысл путём анализа проблемы бытия человека в мире. Он сосредотачивался на индивидуальном начале в бытии человека – на личностном выборе, ответственности, поиске собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.
«Язык – это дом бытия».
Если в своих ранних работах, Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах выдвинул на первый план бытие как таковое.
Карл Ясперс – выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенционализма.
Он решительно отказывался от рационалистической традиции в философии, связанной с Декартом, Кантом, Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки. Настоящая философия – сам процесс философствования.
«Существование есть сознание, и я существую как сознание».
Философствование предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия – предметное бытие («бытие-в-мире»), или «существование». Это внешний уровень. Здесь достигается экзистенция.
Второй уровень – озарение, прояснение экзистенции, осознание души.
Третий уровень – чтение шрифтов трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога.
Ясперс различает два вида мышления: философское и научное. Настаивает на различии между ними, но не отрицает ценности знания.
«Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью». Этим подчеркивается социальная сущность человека.
По Ясперсу, религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в «совестливости философии», а философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/19.php
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.