33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
Ещё в античности в трудах Платона и Аристотеля была сформулирована 1-я классическая концепция истины: истина – это соответствие мысли реальности.
Перед этой концепцией встали 3 главные проблемы, на которые она не смогла ответить:
1) Проблема «парадокса лжеца»: то, что я сейчас говорю – это ложь. Если это действительно так, то я говорю правду. Но если я правду называю ложью – я лгу. А если я лгу и называю это ложью – я говорю правду.
2) Проблема неопределённости понятия «соответсвие»: существует очень много трактовок понятия «соответствие»: от тождества копии до знака, символа, иероглифа. Между ними ограниченная познавательная разница.
3) Проблема критерия истины: не существует окончательного решающего критерия истины.
Попытка преодоления этих проблем привела к формированию альтернативных теорий истины:
1). Теория корреспонденции
Позитивисты. Родоначальник – Кант. Развивал – Людвиг Вин Генштейн.
Истина – это соответствие мысли некоторым идеальным принципам: законам логики, лингвистики и т.д.
2). Когерентная теория
Когерентность – согласованность.
Родоначальник – Кант. Развивают позитивисты: Ней Рат, Кар Нап(?)
Истина – самосогласованность знаний.
3). Прагматическая теория
Истина – это то, что полезно.
Наибольшее распространение в США: Пирс, Джеймс, Бриджмен.
В познавательном отношении – слабая роль теории. В научном имеет место быть.
Современное научное определение истины должно строиться на основе классической концепции, но с добавлением факторов, снимающих возможность возникновения «парадокса лжеца» и с учётом достижений альтернативных теорий истины.
Достижением альтернативных теорий является требование доказательности как атрибута истины (атрибут – неотделимое от объекта свойство, объект не может оставаться таким же, если потерян хотя бы один атрибут!)
Причины «парадокса лжеца»:
- бессодержательность исходного суждения, сама форма не может быть истинной или ложной. Истинным и ложным может быть только содержание
- бездоказательность.
Истина – это объективное и доказанное соответствие содержания мысли реальности.
Противоположностью истины является заблуждение. Заблуждение – это объективное и доказанное несоответствие содержания мыли реальности.
Процесс становления относительной истины проходит 3 этапа:
-
Уровень веры (в познавательном отношении)
Вера – это убеждённость субъекта в истинности высказывания, не опирающееся ни на какие доказательства.
-
Уровень мнения
Мнение – это убеждённость субъекта в истинности высказывания, опирающееся на определённые доказательства. Правдоподобие – степень обоснованности мнения.
-
Знание - это убеждённость субъекта в истинности высказывания, опирающееся на достаточные доказательства.
Знание – синоним относительной истины. Относительная истина – это неполное ограниченное знание.
Дальнейший процесс познания осуществляется на основе диалектики абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание обо всём во Вселенной. Это то знание, которое не может быть опровергнуто в будущем.
Диалектика абсолютной (в 1-м значении) и относительной истины состоит в следующем:
1). Абсолютная истина складывается из истин относительных.
2). Любая относительная истина содержит в себе частичку истины абсолютной.
3). В процессе познания человечество постоянно восходит по ступеням истин относительных, всё ближе приближаясь к истине абсолютной, но никогда не достигая её.
В современной науке выделяют следующие критерии истины: логический, математический, лингвистический, когерентный, прагматический, простоты, практика и другие.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.