48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.
Термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар.
Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической деятельности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы "общество-природа".
Развитие человечества, его производительных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы «общество-природа». Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".
Глобальные проблемы человечества в XX веке: 1)экологии и жизненного пространства 2)войны и мира 3)демографическая 4) ограниченное кол-во ресурсов.
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человеку должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение экологических проблем невозможно.
Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости.
Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Глобальные проблемы цивилизации требуют для своего разрешения самой широкой коалиции всех социальных сил и общественных движений, заинтересованных в социальном прогрессе. Рост научной и технической мощи человечества, обострение глобальных проблем - будь то экологический, энергетический, продовольственный кризис, усилившаяся угроза существования человеческой цивилизации. Проявляя преступную беспечность, человек, воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Ухудшение состояния окружающей среды влияет на здоровье людей в каждом обществе, несмотря на то, что причины и следствия могут быть различными.
Тоже пригодится!
Мировоззрение – это обобщённая система взглядов человека и общества на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества, совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному
началу – разуму, воле.
Ценностные ориентации – система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей.
Убеждения – это твёрдо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере познания, но и глубже – в подсознании, в сфере интуиции, в чувствах.
Семь мудрецов: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак.
Акме–высшая точка творческой активности (так считалось в то время)
Также помимо перечисленных философов античности есть ещё Эмпедокл («Подобное познаётся подобным»), Анаксагор (получил прозвище Разум).
Неоплатонизм– направление античной философии позднего эллинизма (3-4вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учётом идей Аристотеля. Особенность – учение о сохранении внутреннего покоя личности и её защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с её дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое-ум-душа и доведение её до космического масштаба.
Основатель – Плотин. Последователи – Порфирий, позже – Прокл.
Герменевтика – это философское направление, ориентированное на осмысление познавательных процессов, интрепретаций и понимания. Её теоритические основы были заложены Шлеемахером, который сформулировал понятие герменевтического круга. Для адекватного понимания целого необходимо понимание частей, тогда как для понимания частей необходимо понимание целого.
Дильтей развил герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания, трактовал её как учение об искусстве толкования литературных памятников.
Неокантианство – развитие философских идей Канта.
Данное направление возникло в 60-е годы 19в. в Германии. Оно развивало отдельные положения кантовской философии в духе более последовательно идеализма.
Теоритическую основу неокантианства составляют следующие принципы:
1). Рассмотрение философии только как критики познания
2). Ограничение познания сферой опыта и отказ в притязаниях онтологии на статус научной дисциплины.
3). Признание определяющих познание априорных норм («априорный» - изначально известный).
Представители: Виндельбанд, Риккерт
Феноменология– одно из основных направлений в западной философии и культуре 20в.
Основой является идея интенциональности, предполагающая неразрывность и в то же время несводимость сознания и бытия.
Сознание всегда предстаёт как сознание о чём-либо, поэтому феноменологический анализ – это анализ самого сознания. Очищение сознания от навязываемых ему схем, догм, шаблонов мышления. После подобного очищения сознание может заниматься рассмотрением феноменов, т.е. целостных элементов восприятия мира, схватываемых в индуиктивных актах. Этот поток сознания нельзя наблюдать извне, его можно лишь переживать.
Представители: Гуссер, Шеллер и другие.
Категории диалектики.
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.
Апории Зенона - внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве, автором которых является древнегреческий философ Зенон Элейский (V век до н. э.). Современники упоминали более 40 апорий Зенона, до нас дошли 9.
Атрибут – неотделимое от объекта свойство, объект не может оставаться таким же, если потерян хотя бы один атрибут.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.