logo
Билеты ВСЕЕЕ

4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.

Софисты: Протагор, Горгий, Продик

Софисты («учителя мудрости») учили не только технике политической и юридичекой деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Сосредотачивали своё внимание на социальных вопросах, на человеке и проблеме коммуникации. В своём стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно доказать всё, что угодно, и также, что угодно опровергнуть, в зависимости от интересов и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях («То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь»).

Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть противопоставлено противоречещее ему утверждение. Написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.

Горгий: ни о чём нельзя утверждать достоверно! В своём труде «О природе» доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.

Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нём, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь всё быстро меняется!

Продик: проявлял исключительный интерес к языку: семантика, синоминия, омономия. Анализ проблем языка, искусство ведения спора, искусство слова.

Именно с софистов начинается философская лингвистика.

Сократ (5в. до н.э., начальный классический период)

Нет письменных трудов, философия только устно. Передавал идеи через своих учеников, один из которых Платон.

Главный вклад в философию состоит в разработке собственного философского метода познания, включающего в себя три аспекта:

- диалектику (понимаемую как искусство ведения спора). Принципы: аргументированность, умение слушать оппонента.

- иронию (критика недостатков или неправильного мнения оппонента)

- майевтику – искусство определять понятия при посредстве наведения, т.е. помощь оппоненту в разработке собственной правовой позиции

Сократ впервые стал использовать индуктивные доказательства для выработки общего определения, а также впервые поставил вопрос о соотношении политики и морали.

Софисты: мораль – это система регулятивных принципов поведения человека.

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил переворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Сократ возвёл в философский принцип изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!». Главная цель его философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания её бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Сократ считал, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и обладающим искусством государственного управления.

Был приговорен к смерти и, отказавшись от бегства, выпил яд.