logo
Билеты ВСЕЕЕ

40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.

Общество выступает в форме подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природных образований, но органически связанной с ними.

Главным отличием общества является то, что оно всегда представляет собой определённое сочетание материального и идеального, объективного и субъективного. Это связано с тем, что в обществе действуют люди, наделённые сознанием и волей. Но деятельность людей далеко не всегда приводит к ожидаемым результатам, поскольку в сложных социальных явлениях происходят столкновения противоположно ориентированных действий различных социальных субъектов, что и определяет объективность общего хода социального процесса.

Важнейшими элементами общества являются индивиды, их группы и объединения, этнические общности (рода, племена, народности, нации), семьи, классы, социальные явления (политика, право, религия, наука, искусства и т.д.), государство.

Системообразующими принципами, объединяющими эти элементы являются общественные отношения, которые делятся на материальные и идеологические. Главными выступают материальные, производственные отношения (отношения собственности на средства производства, потребление, распределение и т.д.), характер которых определяется производительными силами общества. Производительные силы – это люди с их трудовыми умениями и навыками и средства производства, приводимые ими в действие.

Идеологические общественные отношения (политические, правовые, нравственные и др.) возникают на основе производственных отношений, проходя предварительно через сознание людей.

Для общества как системы характерно состояние саморазвития, источником которого выступает разрешение целого ряда внутренних противоречий между элементами общества и между сферами общества. Но главным выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которые конкретизируются в законе соответствия производительных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

В современной отечественной философии форма и направленность общественного развития рассматривается с помощью двух различных теорий: формационной и цивилизационной.

1). Формационная теория больше всего основывается на марксисткой идеологии.

«+» - системное рассмотрение общества как саморазвивающегося организма

- выделение чёткой основы смены формаций

- возможность сравнения и оценки этапов общественного развития

- ориентация на выявление общих закономерностей исторического развития

«-» - её сведение к пятичленной схеме привело к неопределённому упрощению, сближению разнородных социальных систем

- неясность места социалистической формации в данной схеме

- формирование в понимании развития лишь одного аспекта социального процесса – экономического

- отсутствие объяснения многовариантности развития мировой истории.

2). Цивилизационная теория основана на культурологических особенностях:

«+» - рассмотрение и учёт специфичности развития социальных процессов в отдельных регионах

- особое рассмотрение культурологических аспектов социальных процессов

- объяснение многовариантности развития в мировой истории

«-» - отсутствие ориентации на выявление общих закономерностей социально-исторического процесса

- отсутствие чётких критериев сравнения различных цивилизаций по степени их общественного развития.