logo search
Билеты ВСЕЕЕ

19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).

Экзистенция - бытие конкретного человека здесь и сейчас; нечто, что делает каждого человека уникальным и неповторимым, отличным от всех.

Трансцеленция - (лат. transcendens — прешагивающий, выходящий за пределы) — философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта. Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является Т., а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, Т. может называться Бог. Философия экзистенциализма уточняет понятие Т. двумя дополнительными значениями. Во-первых, Т. обозначает возможность проявления экзистенции. Во-вторых, она выражает недостижимую полноту всех экзистенций. Оба значения совпадают в понятии "Бог" христианского экзистенциализма (Марсель) и в понятии "ничто" атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).

Экзистенциализм, также философия существования - это философия бытия человека в 20в.

Задача философии заниматься не столько науками, сколько вопросами сугубо индивидуального человеческого бытия.

Экзистенционалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций – озабоченность, страх, осознания приближения конца бытия.

Наиболее крупные представители – Хайдеггер, Ясперс в Германии, Марсель, Сартр, Камю во Франции, Аббаньяно в Италии, Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Гуссерля.

Сёрен Кьеркегор – датский теолог, философ и писатель.

Считал, что самое большое несчастье человека – доверие разумному мышлению. Также как и Шопенгауэр высказывал недоверие к разуму. Выдвинул идею «экзистенционального мышления», которое связано не с теоритическими принципами (как в научном мышлении), а с внутренней духовной жизнью человека, с его интимными переживаниями.

Безнравственность своей эпохи он усматривал в том, что всякое индивидуальное «забывается в общем». Критиковал предшествующих философ за слишком абстрактный подход к человеку: они видят в человеке только его сущность, теряя индивидуальность.

Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил своё внимание на страхе и ужасе бытия.

Жан Поль Сартр – французский философ и писатель.

Многие философские воззрения воплощены в художественных произведениях, хотя есть и собственно философские труды.

Основные проблемы его философских размышлений – суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и «событийности истории» и мира. Особое внимание уделил проблеме свободы воли: каждый человек, обладая свободой воли, несёт ответственность за всё, что творится в мире.

В работах «Воображение» и «Воображаемое» Сартр рассматривает феномен воображения как средство отрыва сознания от мира и полагание несуществующего.

Политические воззрения: смешивание несмешиваемого – позиций гуманизма, демократизма и левого экстремизма. Синтезировал марксизм и экзистенциализм.

Альбер Камю сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.

• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Мартин Хайдеггер – немецкий философ.

В своём труде «Бытие и время» Хайдеггер поставил главный вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» в традиционной философии. Он стремился раскрыть этот смысл путём анализа проблемы бытия человека в мире. Он сосредотачивался на индивидуальном начале в бытии человека – на личностном выборе, ответственности, поиске собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.

«Язык – это дом бытия».

Если в своих ранних работах, Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах выдвинул на первый план бытие как таковое.

Карл Ясперс – выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенционализма.

Он решительно отказывался от рационалистической традиции в философии, связанной с Декартом, Кантом, Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки. Настоящая философия – сам процесс философствования.

«Существование есть сознание, и я существую как сознание».

Философствование предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия – предметное бытие («бытие-в-мире»), или «существование». Это внешний уровень. Здесь достигается экзистенция.

Второй уровень – озарение, прояснение экзистенции, осознание души.

Третий уровень – чтение шрифтов трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога.

Ясперс различает два вида мышления: философское и научное. Настаивает на различии между ними, но не отрицает ценности знания.

«Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью». Этим подчеркивается социальная сущность человека.

По Ясперсу, религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в «совестливости философии», а философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/19.php