19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
Маркс – антрополог (в философии). Определяет человека его деятельность (деятельность носит универсальный характер). Деятельность человека носит творческий характер. Человек переносит свои личные качества в определенный предмет. Он говорит о том, что деятельность всегда носит планомерный характер. Деятельность человека осуществляется в единстве двух основ – духовная и грубочувственный характер деятельности человека. Деятельность человека носит предметный характерÞопредмечивающе-распредмечивающий характер. Маркс подчеркивает социальную обособленность деятельности человека. На это указывает предметный характер этой деятельности. Историчность деятельности, она развивается исторически. Это и определяет человека как родовое существо. Таким образом, Маркс определяет деятельность человека как практику (практика может не быть рациональной). По Марксу человек в современном состоянии имеет отчужденную родовую сущность. Продукты труда не принадлежат ему самому, вынужден продавать свою собственную творческую силу – пролетариат. Капиталисты тоже имеет отчужденную родовую сущность, так как зависит от пролетариев. Потеря родовой сущности пошло из-за разделения труда в обществе. Маркс и Энгельс: “Мы знаем только одну науку: история®естественная история (земли, мира и т. д.)®социальная история”. Вся история человечества определяется историей взаимодействия людей по поводу производства средств к существованию. Общественные производственные отношения (в советской интерпретации). У производственных отношений есть 2 стороны: 1) технологические отношения; 2) организационно-экономические (соединяют человека и производство). Организационно-экономические отношения является экономическим базисом общества (лежат в основе). Экономический фактор подчеркивает производственную деятельность человека. История двигается мыслью человека (идеей). Но Маркс и Энгельс высказали мнение, что историю продвигают производственные отношения.
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.