logo search
философия / философия / философия / философия

19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.

Маркс – антрополог (в философии). Определяет человека его деятельность (деятельность носит универсальный характер). Деятельность человека носит творческий характер. Человек переносит свои личные качества в определенный предмет. Он говорит о том, что деятельность всегда носит планомерный характер. Деятельность человека осуществляется в единстве двух основ – духовная и грубочувственный характер деятельности человека. Деятельность человека носит предметный характерÞопредмечивающе-распредмечивающий характер. Маркс подчеркивает социальную обособленность деятельности человека. На это указывает предметный характер этой деятельности. Историчность деятельности, она развивается исторически. Это и определяет человека как родовое существо. Таким образом, Маркс определяет деятельность человека как практику (практика может не быть рациональной). По Марксу человек в современном состоянии имеет отчужденную родовую сущность. Продукты труда не принадлежат ему самому, вынужден продавать свою собственную творческую силу – пролетариат. Капиталисты тоже имеет отчужденную родовую сущность, так как зависит от пролетариев. Потеря родовой сущности пошло из-за разделения труда в обществе. Маркс и Энгельс: “Мы знаем только одну науку: история®естественная история (земли, мира и т. д.)®социальная история”. Вся история человечества определяется историей взаимодействия людей по поводу производства средств к существованию. Общественные производственные отношения (в советской интерпретации). У производственных отношений есть 2 стороны: 1) технологические отношения; 2) организационно-экономические (соединяют человека и производство). Организационно-экономические отношения является экономическим базисом общества (лежат в основе). Экономический фактор подчеркивает производственную деятельность человека. История двигается мыслью человека (идеей). Но Маркс и Энгельс высказали мнение, что историю продвигают производственные отношения.