logo search
Билеты ВСЕЕЕ

16. Антропологический материализм л. Фейербаха.

Основная работа – «Сущность христианства».

Людвиг Фейербах противопоставлял себя идеализму, к которому относились Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг. При этом Фейербах продолжает оставаться в русле немецкой классической философии. Его можно считать родоначальником материализма в немецкой классической философии. Философия Фейербаха - антропологическая, ее центральная проблема – изучение сущности человека как природного существа. Человек становится универсальным предметом философии, т.к. природа рассматривается как базис человека. По Фейербаху, тело входит в сущность подлинного Я, оно составляет эту сущность. Отсюда природа, как и человек, становится важной частью учения немецкого философа.

Цель философии, по Фейербаху, - прижать к своему сердцу природу, полюбить человека целиком, во всей его целостности. Вообще философию он считает наукой об абсолюте природы.

Природа – все, что мы можем видеть, что не является делом человеческих мыслей. Все те вещи и существа, чьи проявления появляются не из мыслей или воли, но из математических, физических, органических явлений. Природу Фейербах считает объективной, вечной и несотворимой. Это означает, что природе ничего не может предшествовать. Потому природа и является вечной, что она самодостаточна и несотворима.

Природа существует независимо от нашего знания о ней, сама по себе. Вообще, бытие тогда рассматривается как бытие природы.

Пространство и время рассматривается как атрибуты материи, природа существует всегда в определенном месте и в определенное время. Пространство и время – формы бытия природы, не отделимые от самой природы. Пространство и время предполагают существование вещей, пространство предполагает наличие чего-либо протяженности, время – движения. Материя предшествует появлению времени и пространства, т.к. они не могут существовать без материи. Фейербах в рамках философии антропологического материализма создает свою теорию познания.

Познание – отражение объективного мира в сознании человека в специфических понятиях. По Фейербаху, бытие первично, мышление вторично. Именно чувственный опыт считается источником познания, что совпадает с принципами материалистического сенсуализма. Тем не менее, возможно абстрагирование познающего субъекта путем духовной деятельности от конкретных предметов, что позволяет получить знание о чем-либо общем, законах бытия. Абстрактное мышление понимается Фейербахом как свойство человека - природного существа. Но развивается это свойство в обществе, в культуре.

Содержание сознания – знание, мышление – способ достижения истинного знания о бытие. Отсюда критерий истинности – соответствие знания свойствам и законам природного мира и бытия, от нарушения этого принципа происходят ошибки в практике.