16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
Основная работа – «Сущность христианства».
Людвиг Фейербах противопоставлял себя идеализму, к которому относились Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг. При этом Фейербах продолжает оставаться в русле немецкой классической философии. Его можно считать родоначальником материализма в немецкой классической философии. Философия Фейербаха - антропологическая, ее центральная проблема – изучение сущности человека как природного существа. Человек становится универсальным предметом философии, т.к. природа рассматривается как базис человека. По Фейербаху, тело входит в сущность подлинного Я, оно составляет эту сущность. Отсюда природа, как и человек, становится важной частью учения немецкого философа.
Цель философии, по Фейербаху, - прижать к своему сердцу природу, полюбить человека целиком, во всей его целостности. Вообще философию он считает наукой об абсолюте природы.
Природа – все, что мы можем видеть, что не является делом человеческих мыслей. Все те вещи и существа, чьи проявления появляются не из мыслей или воли, но из математических, физических, органических явлений. Природу Фейербах считает объективной, вечной и несотворимой. Это означает, что природе ничего не может предшествовать. Потому природа и является вечной, что она самодостаточна и несотворима.
Природа существует независимо от нашего знания о ней, сама по себе. Вообще, бытие тогда рассматривается как бытие природы.
Пространство и время рассматривается как атрибуты материи, природа существует всегда в определенном месте и в определенное время. Пространство и время – формы бытия природы, не отделимые от самой природы. Пространство и время предполагают существование вещей, пространство предполагает наличие чего-либо протяженности, время – движения. Материя предшествует появлению времени и пространства, т.к. они не могут существовать без материи. Фейербах в рамках философии антропологического материализма создает свою теорию познания.
Познание – отражение объективного мира в сознании человека в специфических понятиях. По Фейербаху, бытие первично, мышление вторично. Именно чувственный опыт считается источником познания, что совпадает с принципами материалистического сенсуализма. Тем не менее, возможно абстрагирование познающего субъекта путем духовной деятельности от конкретных предметов, что позволяет получить знание о чем-либо общем, законах бытия. Абстрактное мышление понимается Фейербахом как свойство человека - природного существа. Но развивается это свойство в обществе, в культуре.
Содержание сознания – знание, мышление – способ достижения истинного знания о бытие. Отсюда критерий истинности – соответствие знания свойствам и законам природного мира и бытия, от нарушения этого принципа происходят ошибки в практике.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.