logo search
доделать надр не мног

18. Естественно-научные и философские взгляды р.Декарта. Дуализм и рационализм р.Декарта. (52,53,54)

Главная работа Декарта (1596-1650) «Рассуждение о методе». Метод Декарта имеет четыре правила: 1) Принимать за истинное то, что воспринимается в очень ясном и отчтливом виде и не дает повода к сомнению. В этом правиле формируется понятие разумного и интуиция - это то, что интуиктивно и не подлежит сомнению. А интуиктивно то, что самоочевидно. Интуиция - осознание «всплывших» в разуме истин, это особый вид интеллектуального познания. Дек впервые стал различать рациональное (интуиция) содержание и чувственное. Чувственное созерцание это чувственная наглядность. Как действует рац созерцание (интуиция разума) - действие интуиции разума состоит как в обнаружении вражденных идей так и в осознании связей между ними. Интуиция дает возможность дальнейшему познанию, возбуждая состояние сомнения. Мы интуиктивно чувствуем то, что сомнительно и требует проверки. 2) Необходимо делить каждую сложную вещь, ради успеха познания, на простые, которые становятся ясными и самоочевидными. 3) В познании мыслью следует идти от простейших вещей к вещам более сложным и трудным для понимания. Только из самых простых вещей должны выводиться самые сокровенные истины. Этим правилом утверждается рационалистическая дедукция Декарта. 4) Это правило требует проводить полные перечесления, обзоры не упуская всего из внимания. Такое перечесление наз эномирацией. Таое правило дает возможность получить наиболее полное значение. Это правило ориентирует на более полное изучение предмета класса. Все 4 правила должны действовать вместе и порознь для достижения успеха. *Отношение Дек к чувственному познанию. При решении проблем связанных с чувственным познанием Дек стоит на позиции рационализма. Не следует преувеличивать роль чувственного познания. Сущность вещей мы воспринимаем не посредством ощущений, а спомощью разума. В познавательном процессе учавствуют 3 вида идей.: 1) Врожденные идеи 2) Принесеные из опыта 3) Изобретенные идеи. Идеи чувственного опыта - наглядны и поэтому убедительны. Но эта наглядность может оказаться ложной. (сны, галюцинации и т.д.) Наглядные идеи слабее мыслительной интуиции.

Дуализм. Декарт.

Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами.

Психофизический параллелизм.

разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет протяженности, а тело не может мыслить.

Рационализм противостоял эмпиризму. Рене Декарт(1596-1660)–видный рационалист, дуалист, деист, скептик(гносеологически). В основе познания–разум, в основе мира- духовная и материальная субстанции. Мир создан богом и развивается по своим законам( без участия бога–деист). Д. Занимает позицию скептика: можно сомневаться во всем, кроме самого сомнения. Сомнение- это процесс мышления. Сопоставление мнений(«Я мыслю, следовательно, я существую»). Д. Не был однако идеалистом: в основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции. Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).

 Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание(сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.

Часы и часовщик(который их создал). Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы(две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Д. пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.

Эти правила повлияли на методику преподавания. Критерий истинности–ясность суждений разума.