logo search
философия / философия / философия / философия

9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности, и догмат о творении Богом мира “из ничего”, который не только устанавливал непроходимую границу между идеальным миром Бога-творца и материальным миром земной жизни, не только утверждал зависимое происхождение последнего от идеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность мира во времени (начало и конец света).

В условиях такого жесткого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена “служанкой богословия”, которая должна была использовать мощь своего рационального аппарата для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название “схоластики”. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы актуализировать ее, выведя всю полноту ее логических следствий, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов. В этом отношении схоластика, естественно, опиралась на античное наследие, особенно – на формальную логику Аристотеля. Содержание схоластических диспутов не оказало серьезного воздействия на дальнейшее развитие философии, но с точки зрения техники рассуждения схоластика во многом оказалась полезной для дальнейшего развития логики.

Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский, ставивший своей основной целью отработку догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Фома Аквинский формулирует классическое положение о том, что религия и наука обладают разными способами достижения истины, но истина может быть только одна и исходит от Бога. Вместе с тем принципы вероучения нуждаются в рациональном обосновании лишь для того, чтобы сделать положения веры понятными и убедительными для человека. Сущность Бога непознаваема, следовательно, невозможно прямое доказательство существования Бога, которое опиралось бы на представления человеческого ума о нем.

В томистской доктрине Бог отождествляется с бытием, то есть в Боге сущность и существование представляют единство. В мире вещей сущность и существование разорваны. Мир представлен как система, состоящая из нескольких иерархических ступеней, которые различаются во взаимодействии материи и формы. В иерархии тварного мира Фомы Аквинского есть и бестелесные, нематериальные формы, например, ангелы. Следует отметить, что Фома Аквинский снимает с Бога ответственность за зло, существующее в мире, указывая, что зло – недостаток Блага. Его существование допускается в мире, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства.