4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
Проблема учета связей исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методе познания, отличая его от метафизического. Метафизичность мышления многих ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальные взаимосвязи, существующие между объектами материального мира, породила в свое время немало трудностей в научном познании. Преодолеть эти трудности помог начавшийся в XIX в. переход от метафизики к диалектике, «...рассматривающей вещи не в их изолированности, а в их взаимной связи»[21].
Прогресс научного познания уже в XIX в., а тем более в XX столетии показал, что любой ученый — в какой бы области знания он ни работал — неизбежно потерпит неудачу в исследовании, если будет рассматривать изучаемый объект вне связи с другими объектами, явлениями или если будет игнорировать характер взаимосвязей его элементов. В последнем случае ока- жется невозможным понять и изучить материальный объект в его целостности, как систему.
Система — это всегда некоторая целостность, представляющая собойсовокупность элементов, функциональные свойства и возможные состояния которой обусловлены не только составом, строением и т. п. составляющих ее элементов, но и характером их взаимных связей.
Для изучения объекта как системы требуется и особый, системный подход к его познанию. Последний должен учитывать качественное своеобразие системы по отношению к своим элементам (т. е. что она — как целостность — обладает свойствами, которых нет у составляющих ее элементов).
При этом следует иметь в виду, что «... хотя свойства системы в целом не могут быть сведены к свойствам элементов, они могут быть объяснены в своем происхождении, в своем внутреннем механизме, в способах своего функционирования на основе учета свойств элементов системы и характера их взаимосвязи и взаимообусловленности. В этом заключена методологическая суть системного подхода. В противном случае — если бы между свойствами элементов и характером их взаимосвязи, с одной стороны, и свойствами целого, с другой стороны, не было связи, не было бы никакого научного смысла в рассмотрении системы именно как системы, то есть как совокупности элементов с определенными свойствами. Тогда пришлось бы систему рассматривать просто как вещь, обладающую свойствами безотносительно к свойствам элементов и структуре системы»[22].
«Принцип системности требует разграничения внешней и внутренней сторон материальных систем, сущности и ее проявлений, обнаружения многоразличных сторон предмета, их единства, раскрытия формы и содержания, элементов и структуры, случайного и необходимого и т. п. Этот принцип направляет мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами процессами. Принцип системности требует от субъекта ставить в центр познания представление о целостности, которое призвано руководить познанием от начала и до конца исследования, как бы оно ни распадалось на отдельные возможно, на первый взгляд и не связанные друг с другом, циклы или моменты; на всем пути познания представление о целостности будет изменяться, обогащаться, но оно всегда должно быть системным, целостным представлением об объекте»[23].
Принцип системности нацелен на всестороннее познание предмета, как он существует в тот или иной момент времени; он нацелен на воспроизведение его сущности, интегративной основы, а также разнообразие его аспектов, проявлений сущности при ее взаимодействии с другими материальными системами. Здесь предполагается, что данный предмет отграничивается от своего прошлого, от предыдущих своих состояний; делается это для более направленного познания его актуального состояния. Отвлечение от истории в этом случае — законный прием познания.
Распространение системного подхода в науке было связано с усложнением объектов исследования и с переходом от метафизико-механистической методологии к диалектической. Симптомы исчерпания познавательного потенциала метафизико-механистической методологии, ориентировавшийся на сведение сложного к отдельным связям и элементам, появились еще в XIX в., а на рубеже XIX и XX вв. кризис такой методологии обнаружился уже совершенно отчетливо, когда здравый человеческий рассудок все больше начал соприкасаться с предметами, взаимодействующими с другими материальными системами, со следствиями, которые уже нельзя (не допуская явной ошибки) отрывать от породивших их причин.
- Предмет Философии
- Цель Философии
- Структура философии
- Функции философии
- Мировоззренческая функция
- Гносеологическая функция
- Методологическая функция
- Информационно-коммуникативная функция
- Ценностно-ориентирующая функция
- Критическая функция
- Интегрирующая функция
- Идеологическая функция
- Воспитательная функция
- Прогностическая функция
- Проектировочная функция
- Философия Древней Индии
- Упанишад
- Три характеристики бытия
- Философия Древнего Китая
- Даосизм
- Конфуций
- Учение платона об «идеях» («видах»)
- «Идеи» и чувственный мир
- * Это положение учения Платона отражает, возможно, влияние на него философии Левкиппа и Демокрита, утверждавших, как было показано, будто небытие существует «ничуть не меньше», чем бытие.
- «Идея» как понятие
- Философия Средневековья, ее теоцентризм.
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 5 Специфика средневековой схоластики.
- 2. Становление и источники эмпиризма и рационализма философии нового времени.
- 3. Основные направления эмпиризма и рационализма философии нового времени. Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии нового времени.
- 1. Сущность категорического нравственного императива
- 1.1. Категорический императив Канта
- Своеобразие русской философии
- Определение предмета
- Глава I. О познании
- Задачи русской религиозной философии
- Метод исследования
- Характерные черты русской философии
- Периодизация
- Философия жизни
- 2. Отражение как всеобщее свойство материи. 2.1. Отражение и информация.
- 2.2. Формы отражения. Определение сознания.
- 3. Происхождение сознания. 3.1. Роль труда в формировании сознания.
- 3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.
- 4. Структура сознания.
- 5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 5.1 Сознание и мозг.
- 5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
- 5.3. Активность сознания.
- 6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.
- 2. Научное познание и его особенности.
- 3. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
- 4. Методы научного познания.
- 4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
- 4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании.
- 4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании.
- 4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
- 4.2.3. Принцип детерминизма.
- 4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
- 4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 4.3.1. Научное наблюдение и описание.
- 4.3.2. Экперимент.
- 4.3.3. Измерение и сравнение.
- 4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
- 4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
- 4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
- 4.4.3. Формализация.
- 4.4.4. Аксиоматический метод.
- 4.4.5. Метод гипотезы.
- 4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.
- 4.5.1. Анализ и синтез.
- 4.5.2. Индукция и дедукция.
- 4.5.3. Аналогия и моделирование.
- Формы чувственного и рационального познания.
- Глобализация и федерализм
- 1. Основные направления модификации федерализма. Конкурентный федерализм и деволюция
- Философия “всеединства” b.C. Соловьева
- 1. Проблема отношения человека и природы в философии
- 2. Исторические формы отношения человека к природе
- 2.1 Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения
- 2.2 Философия Нового времени
- 2.3. Понятие о ноосфере
- 3. Проблемы во взаимодействии общества и природы
- 3.1 Проблема народонаселения
- 3.2 Экологическая проблема