logo search
otvety_pofilosofii

4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.

Проблема учета связей исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методе познания, от­личая его от метафизического. Метафизичность мышления мно­гих ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих ис­следованиях реальные взаимосвязи, существующие между объек­тами материального мира, породила в свое время немало труд­ностей в научном познании. Преодолеть эти трудности помог начавшийся в XIX в. переход от метафизики к диалектике, «...рассматривающей вещи не в их изолированности, а в их вза­имной связи»[21].

Прогресс научного познания уже в XIX в., а тем более в XX столетии показал, что любой ученый — в какой бы области зна­ния он ни работал — неизбежно потерпит неудачу в исследова­нии, если будет рассматривать изучаемый объект вне связи с другими объектами, явлениями или если будет игнорировать  характер взаимосвязей его элементов. В последнем случае ока- жется невозможным понять и изучить материальный объект в  его целостности, как систему.

Система — это всегда некоторая целостность, представляющая собойсовокупность элементов, функциональные свойства и возможные состояния которой обусловлены не только составом, стро­ением и т. п. составляющих ее элементов, но и характером их взаимных связей.

Для изучения объекта как системы требуется и особый, сис­темный подход к его познанию. Последний должен учитывать качественное своеобразие системы по отношению к своим эле­ментам (т. е. что она — как целостность — обладает свойствами, которых нет у составляющих ее элементов).

При этом следует иметь в виду, что «... хотя свойства систе­мы в целом не могут быть сведены к свойствам элементов, они могут быть объяснены в своем происхождении, в своем внут­реннем механизме, в способах своего функционирования на ос­нове учета свойств элементов системы и характера их взаимо­связи и взаимообусловленности. В этом заключена методологи­ческая суть системного подхода. В противном случае — если бы между свойствами элементов и характером их взаимосвязи, с одной стороны, и свойствами целого, с другой стороны, не было связи, не было бы никакого научного смысла в рассмотрении системы именно как системы, то есть как совокупности элемен­тов с определенными свойствами. Тогда пришлось бы систему рассматривать просто как вещь, обладающую свойствами безот­носительно к свойствам элементов и структуре системы»[22].

«Принцип системности требует разграничения внешней и внутрен­ней сторон материальных систем, сущности и ее проявлений, обнару­жения многоразличных сторон предмета, их единства, раскрытия формы и содержания, элементов и структуры, случайного и необходи­мого и т. п. Этот принцип направляет мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами процессами. Принцип системности требует от субъекта ставить в центр познания представ­ление о целостности, которое призвано руководить познанием от начала и до конца исследования, как бы оно ни распадалось на отдельные возможно, на первый взгляд и не связанные друг с другом, циклы или моменты; на всем пути познания представление о целостности будет изменяться, обогащаться, но оно всегда должно быть системным, целостным представлением об объекте»[23].

Принцип системности нацелен на все­стороннее познание предмета, как он существует в тот или иной момент времени; он нацелен на воспроизведение его сущности, интегративной основы, а также разнообразие его аспектов, проявлений сущности при ее взаимодействии с другими материальными системами. Здесь пред­полагается, что данный предмет отграничивается от своего прошлого, от предыдущих своих состояний; делается это для более направленного познания его актуального состояния. Отвлечение от истории в этом случае — законный прием познания.

Распространение системного подхода в науке было связано с усложнением объектов исследования и с переходом от метафизико-механистической методологии к диалектической. Симпто­мы исчерпания познавательного потенциала метафизико-механистической методологии, ориентировавшийся на сведение слож­ного к отдельным связям и элементам, появились еще в XIX в., а на рубеже XIX и XX вв. кризис такой методологии обнару­жился уже совершенно отчетливо, когда здравый человеческий рассудок все больше начал соприкасаться с предметами, взаимодействующими с другими материальными системами, со следствиями, которые уже нельзя (не допуская явной ошибки) отрывать от породивших их причин.