logo
otvety_pofilosofii

Характерные черты русской философии

Рождение русской религиозной философии как свободной и самостоятельной формы духовного творчества обычно связывают с личностью Г.С.Сковороды, русского мыслителя второй пол. XVIII в. Однако было бы крупной ошибкой считать, что до этого времени никакой собственной философии в России не было.

Одним из центральных вопросов философии всегда был вопрос сущности и возможности познания (гносеология). Своеобразие русской философии, как считает Зеньк., в том, что большинством русских мыслителей теория познания отодвигалась на второе место, уступая место вопросам онтологии. Они считали, что «познание не является первичным и определяющим началом в человеке…. Познание признается лишь частью и функцией нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, - а потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения нашего к миру… Русский онтологизм выражает не примат «реальности» над познанием, а включенность познания в наше отношение к миру, в наше «действование» в нем»[24].

Другая исключительная особенность русской философии – ее антропоцентричность, ее больше всего занимает вопрос «о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории»[25].  Этим объясняется напряженное внимание русской философии к проблемам социальным и вопросам историософии. «Чрезмерное внимание к философии истории… коренится в тех духовных установках, которые исходят от русского прошлого, от общенациональных особенностей «русской души»»[26]. Еще одним следствием антропоцентризма является невозможность разделения теории и практики, отвлеченной мысли и жизни. Идеал «целостности» - один из основных источников вдохновения для русских любомудров.

Особое место занимает «тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры»[27] - религиозный космологизм  - ожидание просветления и преображения мира.

Опровергая упрек в отсутствии оригинальности русской философии и подверженности влияниям, прот. Василий Зеньковский  говорит: «понятие «влияния» может быть применимо лишь там,  где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности -  без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место»[28].

Однако было бы ложным представлять себе русскую религиозную философию лишь в розовых тонах. Ей были присущи и недостатки, из которых прежде всего следует назвать социальный утопизм и «сознательное противопоставление себя историческому христианству» (прот. В. Зеньковский) некоторых мыслителей, чьими умами нередко владела "или утопия идеальной самодержавной монархии или утопия идеального социалистического и анархического строя" (Бердяев)[29].