4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
Принцип изучения объектов в их развитии является одним из важнейших принципов диалектического метода познания. В этом состоит одно из принципиальных отличий.диалектического метода от метафизического. Мы не получим истинного знания, если будем изучать вещь в мертвом, застывшем состоянии, если будем игнорировать такой важнейший аспект ее бытия, как развитие. Только изучив прошлое интересующего нас объекта, историю его возникновения и формирования, можно понять его нынешнее состояние, а также предсказать его будущее.
Принцип изучения объекта в развитии может реализоваться в познании двумя подходами: историческим и логическим (или, точнее сказать, логико-историческим).
При историческомподходе история объекта воспроизводится в точности, во всей ее многогранности, с учетом всех деталей, событий, включая и всякого рода случайные отклонения, «зигзаги» в развитии. Такой подход применяется при подробном, доскональном изучении человеческой истории, при наблюдениях, например, за развитием каких-то растений, живых организмов (с соответствующими описаниями этих наблюдений во всех подробностях) и т. д.
При логическомподходе также воспроизводится история объекта, но при этом она подвергается определенным логическим преобразованиям: обрабатывается теоретическим мышлением с выделением общего, существенного и освобождается в то же время от всего случайного, несущественного, наносного, мешающего выявлению закономерности развития изучаемого объекта.
Такой подход в естествознании XIX в. был успешно (хотя и стихийно) реализован Ч. Дарвиным. У него впервые логический процесс познания органического мира исходил из исторического процесса развития этого мира, что позволило научно решить вопрос о возникновении и эволюции видов растений и животных.
Выбор того или иного — исторического или логического — подхода в познании обусловливается природой изучаемого объекта, целями исследования и другими обстоятельствами. В то же время в реальном процессе познания оба указанных подхода тесно взаимосвязаны. Исторический подход не обходится без какого-то логического осмысления фактов истории развития изучаемого объекта. Логический же анализ развития объекта не противоречит его подлинной истории, исходит из нее.
Эту взаимосвязь исторического и логического подходов в познании особо подчеркивал Ф. Энгельс. «...Логический метод, — писал он, — ...в сущности является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей. С чего начинается история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс...»[24]
Логико-исторический подход, опирающийся на мощь теоретического мышления, позволяет исследователю достичь логически реконструированного, обобщенного отражения исторического развития изучаемого объекта. А это ведет к получению важных научных результатов.
Кроме указанных выше принципов диалектический метод включает в себя и другие принципы — объективность, конкретность«раздвоение единого»(принцип противоречия)и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в своей совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.
- Предмет Философии
- Цель Философии
- Структура философии
- Функции философии
- Мировоззренческая функция
- Гносеологическая функция
- Методологическая функция
- Информационно-коммуникативная функция
- Ценностно-ориентирующая функция
- Критическая функция
- Интегрирующая функция
- Идеологическая функция
- Воспитательная функция
- Прогностическая функция
- Проектировочная функция
- Философия Древней Индии
- Упанишад
- Три характеристики бытия
- Философия Древнего Китая
- Даосизм
- Конфуций
- Учение платона об «идеях» («видах»)
- «Идеи» и чувственный мир
- * Это положение учения Платона отражает, возможно, влияние на него философии Левкиппа и Демокрита, утверждавших, как было показано, будто небытие существует «ничуть не меньше», чем бытие.
- «Идея» как понятие
- Философия Средневековья, ее теоцентризм.
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 5 Специфика средневековой схоластики.
- 2. Становление и источники эмпиризма и рационализма философии нового времени.
- 3. Основные направления эмпиризма и рационализма философии нового времени. Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии нового времени.
- 1. Сущность категорического нравственного императива
- 1.1. Категорический императив Канта
- Своеобразие русской философии
- Определение предмета
- Глава I. О познании
- Задачи русской религиозной философии
- Метод исследования
- Характерные черты русской философии
- Периодизация
- Философия жизни
- 2. Отражение как всеобщее свойство материи. 2.1. Отражение и информация.
- 2.2. Формы отражения. Определение сознания.
- 3. Происхождение сознания. 3.1. Роль труда в формировании сознания.
- 3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.
- 4. Структура сознания.
- 5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 5.1 Сознание и мозг.
- 5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
- 5.3. Активность сознания.
- 6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.
- 2. Научное познание и его особенности.
- 3. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
- 4. Методы научного познания.
- 4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
- 4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании.
- 4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании.
- 4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
- 4.2.3. Принцип детерминизма.
- 4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
- 4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 4.3.1. Научное наблюдение и описание.
- 4.3.2. Экперимент.
- 4.3.3. Измерение и сравнение.
- 4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
- 4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
- 4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
- 4.4.3. Формализация.
- 4.4.4. Аксиоматический метод.
- 4.4.5. Метод гипотезы.
- 4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.
- 4.5.1. Анализ и синтез.
- 4.5.2. Индукция и дедукция.
- 4.5.3. Аналогия и моделирование.
- Формы чувственного и рационального познания.
- Глобализация и федерализм
- 1. Основные направления модификации федерализма. Конкурентный федерализм и деволюция
- Философия “всеединства” b.C. Соловьева
- 1. Проблема отношения человека и природы в философии
- 2. Исторические формы отношения человека к природе
- 2.1 Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения
- 2.2 Философия Нового времени
- 2.3. Понятие о ноосфере
- 3. Проблемы во взаимодействии общества и природы
- 3.1 Проблема народонаселения
- 3.2 Экологическая проблема