Метод исследования
Говоря о методе исследования, следует сразу оговориться, что мы будем следовать самому содержанию этого термина: μέθοδος – буквальный смысл – со-путствие, т.е. в сопутствии каких идей следует рассматривать исходный материал. В этом смысле не может быть речи о объективном характере нашего исследования: любая история всегда субъективна, так как имеет дело не с какими-то физическими предметами или явлениями, но с событиями, персоналиями, идеями, реалиями, которые можно увидеть и понять только имея ту или иную точку зрения. Например, я не могу объективно сказать, что есть моя жена – или дочь – потому что как только они станут для меня объектом исследования, они перестанут существовать как жена или дочь, и в то же время, при всем субъективизме моих знаний о них, я знаю их гораздо лучше, чем любой сторонний человек. В оправдание субъективизма можно привести греческую поговорку: «Чем больше любишь человека – тем больше его знаешь, и чем больше знаешь – тем больше любишь». О том же в отношении Богопознания говорит и ап. Павел: «кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1-е Кор. 8 :3).
Поэтому в качестве основного пособия для наших занятий мы будем пользоваться замечательной книгой прот. Георгия Флоровского «Пути русского богословия». Эта книга, завершенная в 1939 г., является ценнейшим подспорьем для наших лекций – итог многолетних раздумий над путями и беспутьями русской мысли, изобилующий богатым фактическим материалом, и, что для нас не менее важно, дающий целостную картину развития русской религиозной мысли. Во многом этот труд сугубо личностен, носит отпечаток эпохи жизни автора, имеет и определенные недостатки, которые по ходу наших лекций мы будем отмечать. Основное достоинство метода Флоровского – то, что «он рассматривает историю мысли как некое повествование («хронику» - в широком смысле слова) об интеллектуальном и духовном опыте личности, не скованном причинно-следственным связями и невыводимом из природных процессов»[23].
- Предмет Философии
- Цель Философии
- Структура философии
- Функции философии
- Мировоззренческая функция
- Гносеологическая функция
- Методологическая функция
- Информационно-коммуникативная функция
- Ценностно-ориентирующая функция
- Критическая функция
- Интегрирующая функция
- Идеологическая функция
- Воспитательная функция
- Прогностическая функция
- Проектировочная функция
- Философия Древней Индии
- Упанишад
- Три характеристики бытия
- Философия Древнего Китая
- Даосизм
- Конфуций
- Учение платона об «идеях» («видах»)
- «Идеи» и чувственный мир
- * Это положение учения Платона отражает, возможно, влияние на него философии Левкиппа и Демокрита, утверждавших, как было показано, будто небытие существует «ничуть не меньше», чем бытие.
- «Идея» как понятие
- Философия Средневековья, ее теоцентризм.
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 5 Специфика средневековой схоластики.
- 2. Становление и источники эмпиризма и рационализма философии нового времени.
- 3. Основные направления эмпиризма и рационализма философии нового времени. Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии нового времени.
- 1. Сущность категорического нравственного императива
- 1.1. Категорический императив Канта
- Своеобразие русской философии
- Определение предмета
- Глава I. О познании
- Задачи русской религиозной философии
- Метод исследования
- Характерные черты русской философии
- Периодизация
- Философия жизни
- 2. Отражение как всеобщее свойство материи. 2.1. Отражение и информация.
- 2.2. Формы отражения. Определение сознания.
- 3. Происхождение сознания. 3.1. Роль труда в формировании сознания.
- 3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.
- 4. Структура сознания.
- 5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 5.1 Сознание и мозг.
- 5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
- 5.3. Активность сознания.
- 6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.
- 2. Научное познание и его особенности.
- 3. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
- 4. Методы научного познания.
- 4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
- 4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании.
- 4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании.
- 4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
- 4.2.3. Принцип детерминизма.
- 4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
- 4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 4.3.1. Научное наблюдение и описание.
- 4.3.2. Экперимент.
- 4.3.3. Измерение и сравнение.
- 4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
- 4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
- 4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
- 4.4.3. Формализация.
- 4.4.4. Аксиоматический метод.
- 4.4.5. Метод гипотезы.
- 4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.
- 4.5.1. Анализ и синтез.
- 4.5.2. Индукция и дедукция.
- 4.5.3. Аналогия и моделирование.
- Формы чувственного и рационального познания.
- Глобализация и федерализм
- 1. Основные направления модификации федерализма. Конкурентный федерализм и деволюция
- Философия “всеединства” b.C. Соловьева
- 1. Проблема отношения человека и природы в философии
- 2. Исторические формы отношения человека к природе
- 2.1 Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения
- 2.2 Философия Нового времени
- 2.3. Понятие о ноосфере
- 3. Проблемы во взаимодействии общества и природы
- 3.1 Проблема народонаселения
- 3.2 Экологическая проблема