logo
otvety_pofilosofii

Метод исследования

Говоря о методе исследования, следует сразу оговориться, что мы будем следовать самому содержанию этого термина: μέθοδος – буквальный смысл – со-путствие, т.е. в сопутствии каких идей следует рассматривать исходный материал. В этом смысле  не может быть речи о объективном характере нашего исследования: любая история всегда субъективна, так как имеет дело не с какими-то физическими предметами или явлениями, но с событиями, персоналиями, идеями, реалиями, которые можно увидеть и понять только имея ту или иную точку зрения. Например, я не могу объективно сказать, что есть моя жена – или дочь – потому что как только они станут для меня объектом исследования, они перестанут существовать как жена или дочь, и в то же время, при всем субъективизме моих знаний о них, я знаю их гораздо лучше, чем любой сторонний человек. В оправдание субъективизма можно привести греческую поговорку: «Чем больше любишь человека – тем больше его знаешь, и чем больше знаешь – тем больше любишь». О том же в отношении Богопознания говорит и ап. Павел: «кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1-е Кор. 8 :3).

Поэтому в качестве основного пособия для наших занятий мы будем пользоваться замечательной книгой прот. Георгия  Флоровского «Пути русского богословия». Эта книга, завершенная в 1939 г.,  является ценнейшим подспорьем для наших лекций – итог многолетних раздумий над путями и беспутьями русской мысли, изобилующий богатым фактическим материалом, и, что для нас не менее важно, дающий целостную картину развития русской религиозной мысли. Во многом этот труд сугубо личностен, носит отпечаток эпохи жизни автора, имеет и определенные недостатки, которые по ходу наших лекций мы будем отмечать. Основное достоинство метода Флоровского – то, что «он рассматривает историю мысли как некое повествование («хронику» - в широком смысле слова) об интеллектуальном и духовном опыте личности, не скованном причинно-следственным связями и невыводимом из природных процессов»[23].