4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или иным теоретическим положениям, т. е. научным абстракциям. Получение этих абстракций связано со сложной абстрагирующей деятельностью мышления.
В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. При этом чувственно-конкретное восприятие как бы «...испаряется до степени абстрактного определения»[32].Абстрагирование,таким образом, заключается в мысленном отвлечении от каких-то — менее существенных — свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуютабстракцией(или используют термин «абстрактное» — в отличие от конкретного).
В научном познании широко применяются, например, абстракции отождествления и изолирующие абстракции. Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов (при этом отвлекаются от целого ряда индивидуальных свойств, признаков данных предметов) и объединения их в особую группу. Примером может служить группировка всего множества растений и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т. д.Изолирующая абстракции получается путем выделения некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость», «электропроводность» и т. д.).
Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность. При этом исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.
Процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений об изучаемых явлениях к формированию определенных абстрактных, теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений, лежит в основе развития любой науки.
Поскольку конкретное (т. е. реальные объекты, процессы материального мира) есть совокупность множества свойств, сторон, внутренних и внешних связей и отношений, его невозможно познать во всем его многообразии, оставаясь на этапе чувственного познания, ограничиваясь им. Поэтому и возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, т. е. восхождении от чувственно-конкретного к абстрактному.
Но формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а представляет собой только средство более глубокого, разностороннего познания конкретного. Поэтому необходимо дальнейшее движение (восхождение) познания от достигнутого абстрактного вновь к конкретному. Получаемое на этом этапе исследования знание о конкретном будет качественно иным по сравнению с тем, которое имелось на этапе чувственного познания. Другими словами, конкретное в начале процесса познания (чувственно-конкретное, являющееся его исходным моментом) и конкретное, постигаемое в конце познавательного процесса (его называют логически-конкретным, подчеркивая роль абстрактного мышления в его постижении), коренным образом отличаются друг от друга.
Логически-конкретное есть теоретически воспроизведенное в мышлении исследователя конкретное во всем богатстве его содержания.
Оно содержит в себе уже не только чувственно воспринимаемое, но и нечто скрытое, недоступное чувственному восприятию, нечто существенное, закономерное, постигнутое лишь с помощью теоретического мышления, с помощью определенных абстракций.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках. Например, в теории газов, выделив основные законы идеального газа — уравнения Клапейрона, закон Авогадро и т. д., исследователь идет к конкретным взаимодействиям и свойствам реальных газов, характеризуя их существенные стороны и свойства. По мере углубления в конкретное вводятся все новые абстракции, которые выступают в качестве более глубокого отображения сущности объекта. Так, в процессе развития теории газов было выяснено, что законы идеального газа характеризуют поведение реальных газов только при небольших давлениях. Это было вызвано тем, что абстракция идеального газа пренебрегает силами притяжения молекул. Учет этих сил привел к формулировке закона Ван-дер-Ваальса. По сравнению с законом Клапейрона этот закон выразил сущность поведения газов более конкретно и глубоко.
- Предмет Философии
- Цель Философии
- Структура философии
- Функции философии
- Мировоззренческая функция
- Гносеологическая функция
- Методологическая функция
- Информационно-коммуникативная функция
- Ценностно-ориентирующая функция
- Критическая функция
- Интегрирующая функция
- Идеологическая функция
- Воспитательная функция
- Прогностическая функция
- Проектировочная функция
- Философия Древней Индии
- Упанишад
- Три характеристики бытия
- Философия Древнего Китая
- Даосизм
- Конфуций
- Учение платона об «идеях» («видах»)
- «Идеи» и чувственный мир
- * Это положение учения Платона отражает, возможно, влияние на него философии Левкиппа и Демокрита, утверждавших, как было показано, будто небытие существует «ничуть не меньше», чем бытие.
- «Идея» как понятие
- Философия Средневековья, ее теоцентризм.
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 5 Специфика средневековой схоластики.
- 2. Становление и источники эмпиризма и рационализма философии нового времени.
- 3. Основные направления эмпиризма и рационализма философии нового времени. Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии нового времени.
- 1. Сущность категорического нравственного императива
- 1.1. Категорический императив Канта
- Своеобразие русской философии
- Определение предмета
- Глава I. О познании
- Задачи русской религиозной философии
- Метод исследования
- Характерные черты русской философии
- Периодизация
- Философия жизни
- 2. Отражение как всеобщее свойство материи. 2.1. Отражение и информация.
- 2.2. Формы отражения. Определение сознания.
- 3. Происхождение сознания. 3.1. Роль труда в формировании сознания.
- 3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.
- 4. Структура сознания.
- 5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 5.1 Сознание и мозг.
- 5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
- 5.3. Активность сознания.
- 6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.
- 2. Научное познание и его особенности.
- 3. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
- 4. Методы научного познания.
- 4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
- 4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании.
- 4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании.
- 4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
- 4.2.3. Принцип детерминизма.
- 4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
- 4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 4.3.1. Научное наблюдение и описание.
- 4.3.2. Экперимент.
- 4.3.3. Измерение и сравнение.
- 4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
- 4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
- 4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
- 4.4.3. Формализация.
- 4.4.4. Аксиоматический метод.
- 4.4.5. Метод гипотезы.
- 4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.
- 4.5.1. Анализ и синтез.
- 4.5.2. Индукция и дедукция.
- 4.5.3. Аналогия и моделирование.
- Формы чувственного и рационального познания.
- Глобализация и федерализм
- 1. Основные направления модификации федерализма. Конкурентный федерализм и деволюция
- Философия “всеединства” b.C. Соловьева
- 1. Проблема отношения человека и природы в философии
- 2. Исторические формы отношения человека к природе
- 2.1 Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения
- 2.2 Философия Нового времени
- 2.3. Понятие о ноосфере
- 3. Проблемы во взаимодействии общества и природы
- 3.1 Проблема народонаселения
- 3.2 Экологическая проблема