2. Научное познание и его особенности.
Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование[1].»
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический —производство средств к жизни, труд, практика. Второй —духовный (идеальный),в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.
Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. «Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий»[2]. Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть»[3]. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека»[4].
Существенной особенностью современной науки является то, что она стала такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.
4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
- Предмет Философии
- Цель Философии
- Структура философии
- Функции философии
- Мировоззренческая функция
- Гносеологическая функция
- Методологическая функция
- Информационно-коммуникативная функция
- Ценностно-ориентирующая функция
- Критическая функция
- Интегрирующая функция
- Идеологическая функция
- Воспитательная функция
- Прогностическая функция
- Проектировочная функция
- Философия Древней Индии
- Упанишад
- Три характеристики бытия
- Философия Древнего Китая
- Даосизм
- Конфуций
- Учение платона об «идеях» («видах»)
- «Идеи» и чувственный мир
- * Это положение учения Платона отражает, возможно, влияние на него философии Левкиппа и Демокрита, утверждавших, как было показано, будто небытие существует «ничуть не меньше», чем бытие.
- «Идея» как понятие
- Философия Средневековья, ее теоцентризм.
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 5 Специфика средневековой схоластики.
- 2. Становление и источники эмпиризма и рационализма философии нового времени.
- 3. Основные направления эмпиризма и рационализма философии нового времени. Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии нового времени.
- 1. Сущность категорического нравственного императива
- 1.1. Категорический императив Канта
- Своеобразие русской философии
- Определение предмета
- Глава I. О познании
- Задачи русской религиозной философии
- Метод исследования
- Характерные черты русской философии
- Периодизация
- Философия жизни
- 2. Отражение как всеобщее свойство материи. 2.1. Отражение и информация.
- 2.2. Формы отражения. Определение сознания.
- 3. Происхождение сознания. 3.1. Роль труда в формировании сознания.
- 3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.
- 4. Структура сознания.
- 5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 5.1 Сознание и мозг.
- 5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
- 5.3. Активность сознания.
- 6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.
- 2. Научное познание и его особенности.
- 3. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
- 4. Методы научного познания.
- 4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
- 4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании.
- 4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании.
- 4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
- 4.2.3. Принцип детерминизма.
- 4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
- 4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 4.3.1. Научное наблюдение и описание.
- 4.3.2. Экперимент.
- 4.3.3. Измерение и сравнение.
- 4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
- 4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
- 4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
- 4.4.3. Формализация.
- 4.4.4. Аксиоматический метод.
- 4.4.5. Метод гипотезы.
- 4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.
- 4.5.1. Анализ и синтез.
- 4.5.2. Индукция и дедукция.
- 4.5.3. Аналогия и моделирование.
- Формы чувственного и рационального познания.
- Глобализация и федерализм
- 1. Основные направления модификации федерализма. Конкурентный федерализм и деволюция
- Философия “всеединства” b.C. Соловьева
- 1. Проблема отношения человека и природы в философии
- 2. Исторические формы отношения человека к природе
- 2.1 Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения
- 2.2 Философия Нового времени
- 2.3. Понятие о ноосфере
- 3. Проблемы во взаимодействии общества и природы
- 3.1 Проблема народонаселения
- 3.2 Экологическая проблема