logo search
доделать надр не мног

9. Философия Аристотеля.

Др. форма изложения материала, строго логическ., рацион.. В своих концепциях опирается на естеств науки.

А критикует идеи Платона:

1) бесполезны для объяснения и сознания и бытия, т.к. находятся вне вещей;

2) бесполез для сознания и чувственного существования,т.к. мир идей обособлен от мира вещей. Чтобы им. знач для обл. чувств. Вещ., идеи должны сущ в самих вещах. Нет отнош чувств вещ к идеям по бытию.

3)А противоречит П учению о логич. отнош идей,т.к. вещи явл отображ идей м/д ними д.б. связь (3-й человек).

4)теор П не объясн св-ва вещ чувств мира.

А. вводит понятие субстанции – самобытное бытие сущ в себе самом и не в чем ином. Поэтому данная категория не может выступать как его предикат или атрибут, а только как субъект. Субстанция – 1 из осн категорий категорий бытия у А, кот выступ из 4-х видов, как: категория, акт и потенция, акцеденция, истина.

Таким образом гл вид бытия - категория – форма мышления.

У А. логич совпадает с онтологич.

Категор – высшие роды бытия,их 10: субстанция/сущность, кол-во, качество, отношения, действия, страдания, место, время, иметь, покоиться.

По А для нашего понятия и сознания ед бытие – сочетание материи и формы (эйдеса).

Субстанция у А – ед материи и формы.

Форма – сущ-ть предмета (в плане познания понятие о предмете).

Материя у А – строительный материал из кот могут образ. чувства вещей, это субстракт формы, потенц предмет, реал он становится, когда происходит взаимод формы и материи.

Дух. сущ внутри, зачит идеал надо рассм внутри материи.

Философские заслуги А:

1. гл созд формал логики – учение о законах и формах правильного мышления.Науч зн у А собрание. Созд науки о док-ве.

2.1ым различ фил знание от науч. Выдел 1ую Ф как науку о сущем и 2ую как науку о природе. Предмет Ф у А – предельн осн бытия.

3. уч о 4х первопричинах всего сущего:

а)формальное связ с сущностью предмета, его структурой

б)материальное связ с субстрактом, первовещ-вом,где воплощ форма и структура.

В) движущ конкрет побудит причиной

Г) целевая - для чего сущ любая вещь в бытии.

Заверш эту концепц уч о абсолютном уме.

Этич и политич взгляды А:

Пытался обоснов их империалистич. Общ цель чел – стать чел добродетел, а не пороч.

Порок – назруш меры, как результат изменения и недостатка.

Добродет – результат достиж разумного равновесия.

Мужество – разумная середина м/д безрассудком отвагой и трезвостью.

Конеч цель кажд чел – достиж счастья – достиж нравств уровновеш, в результате деят и добродеят жизни.

Граждане – те, кто уч в принятии закона.

А обосновывает рабство. Чел у А – политич животное, если чел не мог сущ в гос-ве, то он зверь или Бог. Чел – раб/животное, когда он в чьей-то власти, его ум не явл гл его жизни.

А – демократ.

4 хар-ки идеального гос-ва А:

1. опред по кол-ву населения

2. по территории

3. формирующие черты греч типа

4. готовить молодежь к защите гос-ва, стариков – к богослужению.

В обл политики А классиф нравств и ненравств формы гос-ва, завис от 2х критериев:

1.напр полит на обществ или личн благо

2.кол-во правителей

В целом А созд общирные и дифференцируемые знания, после него Ф стала наукой.