9. Философия Аристотеля.
Др. форма изложения материала, строго логическ., рацион.. В своих концепциях опирается на естеств науки.
А критикует идеи Платона:
1) бесполезны для объяснения и сознания и бытия, т.к. находятся вне вещей;
2) бесполез для сознания и чувственного существования,т.к. мир идей обособлен от мира вещей. Чтобы им. знач для обл. чувств. Вещ., идеи должны сущ в самих вещах. Нет отнош чувств вещ к идеям по бытию.
3)А противоречит П учению о логич. отнош идей,т.к. вещи явл отображ идей м/д ними д.б. связь (3-й человек).
4)теор П не объясн св-ва вещ чувств мира.
А. вводит понятие субстанции – самобытное бытие сущ в себе самом и не в чем ином. Поэтому данная категория не может выступать как его предикат или атрибут, а только как субъект. Субстанция – 1 из осн категорий категорий бытия у А, кот выступ из 4-х видов, как: категория, акт и потенция, акцеденция, истина.
Таким образом гл вид бытия - категория – форма мышления.
У А. логич совпадает с онтологич.
Категор – высшие роды бытия,их 10: субстанция/сущность, кол-во, качество, отношения, действия, страдания, место, время, иметь, покоиться.
По А для нашего понятия и сознания ед бытие – сочетание материи и формы (эйдеса).
Субстанция у А – ед материи и формы.
Форма – сущ-ть предмета (в плане познания понятие о предмете).
Материя у А – строительный материал из кот могут образ. чувства вещей, это субстракт формы, потенц предмет, реал он становится, когда происходит взаимод формы и материи.
Дух. сущ внутри, зачит идеал надо рассм внутри материи.
Философские заслуги А:
1. гл созд формал логики – учение о законах и формах правильного мышления.Науч зн у А собрание. Созд науки о док-ве.
2.1ым различ фил знание от науч. Выдел 1ую Ф как науку о сущем и 2ую как науку о природе. Предмет Ф у А – предельн осн бытия.
3. уч о 4х первопричинах всего сущего:
а)формальное связ с сущностью предмета, его структурой
б)материальное связ с субстрактом, первовещ-вом,где воплощ форма и структура.
В) движущ конкрет побудит причиной
Г) целевая - для чего сущ любая вещь в бытии.
Заверш эту концепц уч о абсолютном уме.
Этич и политич взгляды А:
Пытался обоснов их империалистич. Общ цель чел – стать чел добродетел, а не пороч.
Порок – назруш меры, как результат изменения и недостатка.
Добродет – результат достиж разумного равновесия.
Мужество – разумная середина м/д безрассудком отвагой и трезвостью.
Конеч цель кажд чел – достиж счастья – достиж нравств уровновеш, в результате деят и добродеят жизни.
Граждане – те, кто уч в принятии закона.
А обосновывает рабство. Чел у А – политич животное, если чел не мог сущ в гос-ве, то он зверь или Бог. Чел – раб/животное, когда он в чьей-то власти, его ум не явл гл его жизни.
А – демократ.
4 хар-ки идеального гос-ва А:
1. опред по кол-ву населения
2. по территории
3. формирующие черты греч типа
4. готовить молодежь к защите гос-ва, стариков – к богослужению.
В обл политики А классиф нравств и ненравств формы гос-ва, завис от 2х критериев:
1.напр полит на обществ или личн благо
2.кол-во правителей
В целом А созд общирные и дифференцируемые знания, после него Ф стала наукой.
- 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м: мифология, религия, философия.
- 2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.
- 4. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии
- 5. Космоцентризм ранней греческой философии.
- 6. Проблема бытия в античной философии.Элейская школа(Парменид, Зенон).
- 7. Диалектика в философии античности.
- 8. Философия Платона.
- 9. Философия Аристотеля.
- 10.Атомистический матереализм Левкиппа и Демокрита.
- 11. Проблема человека в античной философии. Этика Сократа и Эпикура.
- 13. Полемика реализма и номинализма в средневековой схоластике. Философия ф. Аквинского.
- 14. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Философия н. Кузанского. Общественно-политические взгляды н. Макиавелли (работа «Государь»). Утопизм т. Мора и т. Кампанеллы.
- 15. Пантеизм как принцип философии возрождения: Кузанский, Бруно.
- 16. Научная революцияв естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- 18. Естественно-научные и философские взгляды р.Декарта. Дуализм и рационализм р.Декарта. (52,53,54)
- 19. Матереализм и пантеизм спинозы.
- 20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.
- 22. Концепция естественного права и общественного договора т. Гоббса и Дж.Локка.
- 23. Механистический материализм XVIII века о развитии природы и общества.
- 24. Проблема человека и общества в учении французских материалистов.
- 25. Основные черты нкф.
- 26. Гносеология и этика и. Канта.
- 27. Философия Гегеля. Основные противоречия системы и метода Гегеля.
- 28.Антропологический материализм л.Фейербаха.
- 29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.
- 31. Исторические условия развития философии в России. Характерные черты и периодизация русской философии.
- 32. Традиции русского Просвещения.
- 33. Радикальные направления русской философии о социальном предназначении философии(декабристы, революционные демократы, народники)
- 34. Религиозное направления русской философии. Философия Всеединства Соловьева.
- 35. Славянофильство и западничество о путях развития России. Понятие Славянофильства
- Понятие Западничества
- 36. Философия русского зарубежья: направления и особенности. Экзистенциализм и персонализм Бердяева.
- 37. Религиозный и научный космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Гумилев).
- 38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.
- 40. Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с.Кьеркегор, ф. Ницше)
- 65. Человек как философская проблема. Образ человека в истории философии. Принцип социоцентризма и антропоцентризма.
- 66.Общество как система. Взаимосвязь природы и общества.
- 67. Концепции общественного развития и их классификация
- 69. Концепции ценностей. Жизнь как ценность. Биоэтика.
- 70. Исторический процесс и его участники.
- 71. Культура как объект философского исследования. Типология культуры. Внутренняя и внешняя культура. Этика и этикет.