36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
Метод – это совокупность правил теоретической и практической деятельности, разработанная субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта.
1-я классификация построена по границам применения методов в познании:
1). Всеобщие: диалектика, исторический, метафизический, логический, метод восхождения от абстрактного к конкретному)
2). Общенаучные (используются во всех науках на определённых этапах познания): анализ синтез, индукция и индукция и т.д.
3). Частные (в пределах одной науки). Пр.: метод препарирования в биологии.
2-я классификация построена по глубине проникновения в сущность изучаемых объектов:
1). Эмпирические (основанные на получении знаний из опыта): эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение, описание.
2). Теоретические (основанные на получении знания логическим путём при помощи умозаключений и обобщений): метод восхождения от абстрактного к конкретному, формализация.
Ряд методов относится как к первому, так и ко второму уровню: дедукция, индукция, моделирование, анализ, синтез.
Эта классификация имеет серьёзный недостаток, однако она получила большое распространение в науке.
Методы:
Наблюдение
Важнейшие принципы: это системное, целенаправленное, планомерное восприятие объекта, сведение до минимума субъективного влияния, активность, систематичность, целенаправленность, планомерность.
Сравнение – установление сходства и различия между объектами.
2 главные требования к сравнению: нельзя сравнивать заведомо несравнимые объекты; сравнивать необходимо по наиболее важным признакам.
Измерение – определение количественных характеристик объекта при помощи соответствующего эталона.
Описание – это фиксация характеристик объекта в определённо-знаковой форме.
Эксперимент – метод изучения объекта, при котором исследователь создаёт искусственные условия для выяснения соответствующих свойств объекта.
Главные преимущества: повторяемость, возможность изучения предмета исследования в чистом виде, возможность изучения объектов в экстремальных условиях.
Анализ – это совокупность приёмов мысленного разделения объекта на составляющие его части.
Синтез – это совокупность приёмов мысленного соединения составляющих частей объекта в единое целое.
Абстрагирование – отвлечение от всего несуществующего в объекте и фиксация внимания на главных, существенных свойствах.
Виды научных абстракций:
1). Абстракция отождествления состоит в образовании понятий путём объединения объектов в особый класс, что возможно лишь при их мысленном отождествлении между собой.
2). Изолирующая абстракция состоит в отделении свойств, неразрывно связывающих с объектами и обозначении их соответствующими, что придаёт им самостоятельный статус. Пр.: растворимость, устойчивость.
3). Абстракция конструктивизации – сознательное упрощение действительности.
Дедукция – метод, основанный на выведении заключений о частных явлениях из общих научных положений.
Индукция – метод, основанный на выведении заключений об общем на основе частного.
Полная и неполная.
Моделирование – метод познания объекта, при котором исследователь создаёт и изучает такой аналог объекта, сходство которого с оригиналом существенно, а различие несущественно в плане конкретной познавательной задачи.
Модели бывают 2-х видов:
1). Материальные или предметные (пр.: глобус, модель самолёта)
2). Идеальные или логические (методы математического моделирования)
Исторический – состоит в детальном воспроизведении всех моментов развития объекта.
Логический – концентрирует внимание на важнейших закономерностях и этапах развития объекта.
Системный – состоит в решении трёх познавательных задач:
1). Выяснение элементов, из которых состоит данная система (анализ).
2). Определение системообразующих принципов, объединяющих эти элементы в единое целое (синтез).
3). Рассмотрение объекта на уровне суперсистемы, т.е. в качестве элемента более широкой системы.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Абстрактное – одностороннее неполное знание.
Конкретное – сам объект познания, полное знание об объекте.
1 этап метода: восхождение от конкретного в самой действительности к абстрактному представлению о нём.
2 этап метода: восхождение от абстрактных, неполных знаний к законам полным, конкретным и многогранным.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.