40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
Вопрос о причинах и движущих силах социальных изменений вызывает острые споры среди специалистов. Ряд ученых, примыкающих к так называемому монистическому течению в социальной теории, полагают, что источником социальной динамики являются функциональные связи, пронизывающие систему, которая называется общество. Причём эти связи имеют выраженный субординационный характер. Однако их мнения расходятся в отношении факторов, детерминирующих систем общественной жизни. Одни выдвигабт в качестве такого решающего фактора географические и климатические условия: климат, флору, фауну, ту или иную конфигурацию земной поверхности – горы, моря, реки и т. д. (Л. Мечников, Ш. Монтескье, Ратцель, Мужоль, Л. Гумилёв и др.); другие – чисто этнические условия, главным образом борьбу рас (Л. Гумплович, Гобино, Аммон и др.); третьи – чисто биологические факторы: борьбу за существование, рост населения и др. (М. Ковалевский, Коста и др.); иные – экономические факторы и классовую борьбу (марксизм); многие, едва ли не большинство, - интеллектуальный фактор: рост и развитие человеческого разума в различных формах – в форме аналитических, чисто научных знаний (Де-Роберти, П. Лавров), в форме мировоззрения и религиозных верований (о. Конт, Б. Кидд), в форме изобретений (Г. Тард); некоторые выдвигаются в качестве такого основного фактора свойственное человеку, как и всякому организму, стремление к наслаждению и избежанию страданий (Л. Уорд, Паттэн); иные – разделения общественного труда (Дюркгейм, Зиммель). Сторонники противоположного, плюралистического, направления убеждены в том, что части любой общественной системы, находятся между собой в координационной, а не субординационной зависимости, то есть взаимно влияют друг на друга, не разделяясь на главные, определяющие, и вторичные, определяемые. Многие мыслители считали, что в основе исторического процесса лежат идеальные, духовные факторы. Августин Аврелий видел движущую силу истории в Боге, божественном провидении. Этот взгляд разделяли и некоторые мыслители XX века. Он, в частности, нашел свое выражение в работах русских религиозных философов Н. Бердяева и С. Булгакова. В учении Г. Гегеля в качестве движущей силы истории выступил мировой дух, в концепциях Ж. А. Кондорсе и А. Сен-Симона – человеческий разум, прежде всего философский, выступает как решающий фактор истории в труде К. Ясперса (“Смысл и назначение истории”) и в работах М. Хайдеггера. В качестве главной, но негативной силы исторического развития предстает человеческий разум в совместном труде мыслителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймера и Т. Адорно “Диалектика просвещения”. Были мыслители, которые видели движущую силу истории в разуме и воле отдельных людей, великих исторических личностей. Таковы Т. Карлейль. Н. К. Михайловский, Н. В. Шелгунов.
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.