logo search
философия / философия / философия / философия

40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.

Вопрос о причинах и движущих силах социальных изменений вызывает острые споры среди специалистов. Ряд ученых, примыкающих к так называемому монистическому течению в социальной теории, полагают, что источником социальной динамики являются функциональные связи, пронизывающие систему, которая называется общество. Причём эти связи имеют выраженный субординационный характер. Однако их мнения расходятся в отношении факторов, детерминирующих систем общественной жизни. Одни выдвигабт в качестве такого решающего фактора географические и климатические условия: климат, флору, фауну, ту или иную конфигурацию земной поверхности – горы, моря, реки и т. д. (Л. Мечников, Ш. Монтескье, Ратцель, Мужоль, Л. Гумилёв и др.); другие – чисто этнические условия, главным образом борьбу рас (Л. Гумплович, Гобино, Аммон и др.); третьи – чисто биологические факторы: борьбу за существование, рост населения и др. (М. Ковалевский, Коста и др.); иные – экономические факторы и классовую борьбу (марксизм); многие, едва ли не большинство, - интеллектуальный фактор: рост и развитие человеческого разума в различных формах – в форме аналитических, чисто научных знаний (Де-Роберти, П. Лавров), в форме мировоззрения и религиозных верований (о. Конт, Б. Кидд), в форме изобретений (Г. Тард); некоторые выдвигаются в качестве такого основного фактора свойственное человеку, как и всякому организму, стремление к наслаждению и избежанию страданий (Л. Уорд, Паттэн); иные – разделения общественного труда (Дюркгейм, Зиммель). Сторонники противоположного, плюралистического, направления убеждены в том, что части любой общественной системы, находятся между собой в координационной, а не субординационной зависимости, то есть взаимно влияют друг на друга, не разделяясь на главные, определяющие, и вторичные, определяемые. Многие мыслители считали, что в основе исторического процесса лежат идеальные, духовные факторы. Августин Аврелий видел движущую силу истории в Боге, божественном провидении. Этот взгляд разделяли и некоторые мыслители XX века. Он, в частности, нашел свое выражение в работах русских религиозных философов Н. Бердяева и С. Булгакова. В учении Г. Гегеля в качестве движущей силы истории выступил мировой дух, в концепциях Ж. А. Кондорсе и А. Сен-Симона – человеческий разум, прежде всего философский, выступает как решающий фактор истории в труде К. Ясперса (“Смысл и назначение истории”) и в работах М. Хайдеггера. В качестве главной, но негативной силы исторического развития предстает человеческий разум в совместном труде мыслителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймера и Т. Адорно “Диалектика просвещения”. Были мыслители, которые видели движущую силу истории в разуме и воле отдельных людей, великих исторических личностей. Таковы Т. Карлейль. Н. К. Михайловский, Н. В. Шелгунов.