38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.
Ф Н – напр-е в Ф, изуч-е хар-ки и особ-ти Ной деят-ти. Она призвана уст-ть критерии правильности Ных суждений и опр-ть место и роль в современной Н.
Слож-сь в сер 20 в, осн-ю роль сыграли предс-ли П: Овенариус, Макк, Конт, Милль.
С т зр П задача Ф не в абстр-м, а получ-и позитивного знания, осн-о на эмпирич-м опис-и фактов => образцом для Ф должны служить конкр-е и позитивные Н. При этом принцип эмпиризма выступал осн-м критерием демаркации (разграничение) между метафизич-и и Нми рассуж-и. Ной ценностью обл-т только такое позн-е, кот опирается на опыт. Т.о. логика и основания развития Н в П закл-ся в том, чтобы наблюдать, описывать и сис-ть факты и на этой основе создавать теории.
развитие Н прох-т кумулятивным способом, т. е. поср-м приращ-я знания, без видимых скачков, т. е. линейным процессом.
Влияние оказали идеи Видгинштейна, представитель аналитич-й Ф. Логико-Фий трактат, все проблемы Ф сводятся к анализу языка науки, т. к. мысль выражается в языке => язык – граница мышления. Граница моего языка обозначают границы моего мира.
СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ
В Ф мышлении утв-ся плюрализм. В Ф этого периода много школ, напр-й. В это время суще-т 2 осн-е школы: сциентизм и антисциентизм.
С ориентир-н на естествозн-е, опир-ся на науч-е предпосылки и яв-ся продолж-м П.
АС ищет опору в иррац-х и интуитивис-х предпосылках и предполож-х.
Т.о. Ф утв-т, что мозаичный мир можно познать только по средствам когнитив-х практик, т.е. это не только Н, но и религии, магия, искусства.
Плюрализм Ф выр-ся в том, что с разв-м Н, культуры, чел-го опыта, О стан-ся самые разнообр-е стороны жизни чела и общ-ва (Ф жизни, культурология, Ф политики, философия техники, Ф Н и д.р.)
ПОЗИТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
П - это напр-е в зап-й Ф, утв-е, что подлинное ("позитивное") знание о действ-ти м б получено лишь в виде рез-в отдел-х спец-х Н (осн-сь на канонах строгости, св-венных естест-м Н) или их синтетич-о объед-я. С т зр П Н сама по себе яв-ся Ф, тогда как метафизика (поним-я как умозрит-е рассужд-е об основах бытия) не имеет права на сущ-е.
Стадии разв-я П:
1. Возн-е П (30-40гг. 19в.).Осн-ль - Конт. Убежд-е, что Н способна к бесконеч-у разв-ю, а предм-я обл-ть, к кот применимы ее методы - не огр-а. В основе любой Ф, как и Н, д лежать позитивные факты, твердо уст-е и обосн-е данными эксперим-а. => Ф возм-а лишь как обобщ-е Нных знаний, Нго опыта.
Спенсер, Милль.
2. П к19-н20вв. (эмпириокритицизм). в центре вним-я П оказ-ся проблемы прир-ы позн-я, опыта, С и О, прир-а осн-х эл-тов действи-ти взаимоотнош-е физич-о и психич-о. Задача Ф - не в постр-и "синтетической" сис, а в созд-и теории Нго позн-я.
Мах, Авенариус.
3. Нео П (логический П). Осн-я проблематика: перестроить язык Н т.о., чтобы он был лишен неточности, сопровож-ей язык метафизики. Суще-ли 2 центра НП иссл-й Весна (Венский кружок 1939) и Варшава-Львов (Львовско-Варшавская школа). Предметом Ф д б язык Н как способ выр-я знания, а так же деят-ть по анализу этого знания и возм-й его выр-я в языке. Для проверки Нго знания исп-ся принцип верификации.
Карнап, Шилк, Рейхенбах
сер20в в Н сущ-т метафизич-е высказывания. Невозм-о свести все Н к физике.
На смену этим концепциям пришли методологич-е концепции пост П (этап в развитии Ф Н).
Начало ПП связ-ся с вых-м Поппера «Логика Нго открытия» и Куна «Структура Н». В них ослаб-е вним-я к форм-й логике. Гл-я проблема – объясн-е разв-я Н, логики и роста Нго знания.
Их интересует: как возникает новая теория, как утверждается, какие критерии выбора конкурирующих теорий.
ПП сделал акцент на разв-и Ф на основе особого анализа истории Н. ПП отходит от идеологии демаркационизма (строгого разграничения между Н и не Н), признает осмысл-ть Фких полож-й и неустр-ть их из Нго знания. Осн-е концепции: фальсификационизм Поппера, концепция "парадигм и Ных революций" (историографический подход) Куна, методология Нно-иссл-х программ Лакатоса
Толмен, Фейерабан.
№39. Проблема человека в философии 20 века: психоанализ(Фрейд) и экзистенциализм(Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю).
Основатель психоанализа – австрийский врач, психолог, Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Психоанализ объяснял роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и развитии всей культуры (фрейдизм).
Причины возникновения:
неудовлетворенность натуралистическим, механистическим объяснения человека, его поведения и деятельности.
до Фрейда предметом психологии было сознательное поведение личности. Фрейд обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека.
Психика человека состоит из:
1) сознание
2) предсознание
3) бессознательное
Вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключение энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности. В основе культуры лежит не рациональная, а иррациональная, биологическая деятельность человека.
Концепция динамической психики личности:
Оно (Id) – бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека.
Я (Ego) - сознательное начало, выступающее посредником между Оно и Сверх-Я
Сверх-Я (Super ego) – является миров культуры, общественным надзиратилем.
Слой Я – (сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой, совестью - Сверх-Я.
Человеческое существование – это постоянная борьба между «принципом удовольствия» и «принципом реальности». «влечением к жизни» (Эросом) и «влечением к смерти» (Танатосом).
Экзистенциализм (от лат. Exisistentia - существование) – философия существования, ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия. Все экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального, в том числе научного, мышления и считают главным средством познания мира эмоциональную интуицию.
Ж.-П Сартр пишет «Бытие будет нам раскрываться через некоторое средство доступа тоски, тошноты и т.д.»
Матрин Хайдеггер (1889 – 1976 гг.) средством описания и толкования бытия берет субъективные категории – экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия «бытие-к-сметри». Бытие вообще раскрывается для него через человеческое бытие – «здесь-бытие», которое всегда эмоционально. «всякое истолкование мира неизбежно является очеловечиванием» Познание мира есть главная сторона бытия человека. Основной экзистенциал «бытие-в-мире» как раз говорит об этом. Человек и мире не отделимы друг от друга.Человек все гад в мире и мир – это мир человека. Философия существования пытается раскрыть социал-этические стороны человеческого бытия. Немецкий и французский экзистенциализм подчеркивает темную пессимистическую свойства бытия, его абсурдный характер. Хайдегер различает страх эмпирический, касающийся каждодневного существования человека (Furcht), и страх отологический лежащий в серцевине бытия (Angst). Это страх перед смертью, и страх в неумении найти свой личностный смысл бытия.(А. Камю, Ж.-П.Сартр)
- 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м: мифология, религия, философия.
- 2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.
- 4. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии
- 5. Космоцентризм ранней греческой философии.
- 6. Проблема бытия в античной философии.Элейская школа(Парменид, Зенон).
- 7. Диалектика в философии античности.
- 8. Философия Платона.
- 9. Философия Аристотеля.
- 10.Атомистический матереализм Левкиппа и Демокрита.
- 11. Проблема человека в античной философии. Этика Сократа и Эпикура.
- 13. Полемика реализма и номинализма в средневековой схоластике. Философия ф. Аквинского.
- 14. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Философия н. Кузанского. Общественно-политические взгляды н. Макиавелли (работа «Государь»). Утопизм т. Мора и т. Кампанеллы.
- 15. Пантеизм как принцип философии возрождения: Кузанский, Бруно.
- 16. Научная революцияв естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- 18. Естественно-научные и философские взгляды р.Декарта. Дуализм и рационализм р.Декарта. (52,53,54)
- 19. Матереализм и пантеизм спинозы.
- 20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.
- 22. Концепция естественного права и общественного договора т. Гоббса и Дж.Локка.
- 23. Механистический материализм XVIII века о развитии природы и общества.
- 24. Проблема человека и общества в учении французских материалистов.
- 25. Основные черты нкф.
- 26. Гносеология и этика и. Канта.
- 27. Философия Гегеля. Основные противоречия системы и метода Гегеля.
- 28.Антропологический материализм л.Фейербаха.
- 29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.
- 31. Исторические условия развития философии в России. Характерные черты и периодизация русской философии.
- 32. Традиции русского Просвещения.
- 33. Радикальные направления русской философии о социальном предназначении философии(декабристы, революционные демократы, народники)
- 34. Религиозное направления русской философии. Философия Всеединства Соловьева.
- 35. Славянофильство и западничество о путях развития России. Понятие Славянофильства
- Понятие Западничества
- 36. Философия русского зарубежья: направления и особенности. Экзистенциализм и персонализм Бердяева.
- 37. Религиозный и научный космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Гумилев).
- 38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.
- 40. Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с.Кьеркегор, ф. Ницше)
- 65. Человек как философская проблема. Образ человека в истории философии. Принцип социоцентризма и антропоцентризма.
- 66.Общество как система. Взаимосвязь природы и общества.
- 67. Концепции общественного развития и их классификация
- 69. Концепции ценностей. Жизнь как ценность. Биоэтика.
- 70. Исторический процесс и его участники.
- 71. Культура как объект философского исследования. Типология культуры. Внутренняя и внешняя культура. Этика и этикет.