logo search
философия / философия / философия / философия

38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.

В истории социально-философской мысли существует широкий спектр подходов к пониманию феномена общества. Во-первых, для большинства позитивных социологов и обществоведов “общество” – это название для совокупности и взаимодействия множества отдельных людей. Этот подход именуют “сингуляризмом” или “социальным атомизмом”. Его философские истоки прослеживаются уже у софистов и Эпикура. Сингуляристскому взгляду на общество противопоставляется позиция “универсализма”, согласно которой общество – есть некая объективная реальность, не исчерпывающаяся совокупностью входящих в её состав индивидов. Эта историко-философская традиция ведёт воё начало от Платона и Аристотеля. Под влиянием возникшего христианства после крушения античного мира были выдвинуты телеологические и этические концепции общества, где оно связывалось с деятельностью сверхъестественного абсолюта – Бога. Взрыв интереса к общественной проблематике наступает в XIX веке. В это время под воздействием развития наук появляются новые концепции общества: органическая теория общества Г. Спенсера, суть которой заключалась в уподоблении общества биологическому организму, концепция Э. Дюркгейма, где основной упор делался на социальную солидарность, которая рассматривалась как основополагающий критерий общества, теория М. Вебера, который рассматривал общество трактуется как системы материального производства. В XX веке интерес к проблемам общества еще более усилился под влиянием социальных процессов, которые кардинально изменили современный мир. Появились концепции локальных цивилизаций, представленная вариантами О. Шпенглера и А. Тойнби. В этой концепции происходит своеобразный возврат к циклизму в противовес прогрессистскому настрою, который был задан эпохой Просвещения. Кроме того, в основу этого подхода был положен принцип плюрализма и таким образом перед исследователем возникает не общество, а последовательный ряд обществ, называемых например, А. Тойнби “цивилизациями”. Теория суперкультур П. Сорокина, которая пыталась показать роль идеальных факторов в становлении и развитии обществ. Социальная антропология К. Леви-Стросса – взгляд на него как совокупности формальных структур, влияющих на взаимодействие людей и их поведение. Теория экономических стадий У. Ростоу. Одна из разновидностей концепций “индустриального общества”, где во главу угла ставится уровень технического развития, фактор техники и технологии. С этим же направлением, которое характеризуется техническим или технологических детерминизмом, связаны также все концепции “постиндустриального общества”, например, концепция Д. Белла.