38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
В истории социально-философской мысли существует широкий спектр подходов к пониманию феномена общества. Во-первых, для большинства позитивных социологов и обществоведов “общество” – это название для совокупности и взаимодействия множества отдельных людей. Этот подход именуют “сингуляризмом” или “социальным атомизмом”. Его философские истоки прослеживаются уже у софистов и Эпикура. Сингуляристскому взгляду на общество противопоставляется позиция “универсализма”, согласно которой общество – есть некая объективная реальность, не исчерпывающаяся совокупностью входящих в её состав индивидов. Эта историко-философская традиция ведёт воё начало от Платона и Аристотеля. Под влиянием возникшего христианства после крушения античного мира были выдвинуты телеологические и этические концепции общества, где оно связывалось с деятельностью сверхъестественного абсолюта – Бога. Взрыв интереса к общественной проблематике наступает в XIX веке. В это время под воздействием развития наук появляются новые концепции общества: органическая теория общества Г. Спенсера, суть которой заключалась в уподоблении общества биологическому организму, концепция Э. Дюркгейма, где основной упор делался на социальную солидарность, которая рассматривалась как основополагающий критерий общества, теория М. Вебера, который рассматривал общество трактуется как системы материального производства. В XX веке интерес к проблемам общества еще более усилился под влиянием социальных процессов, которые кардинально изменили современный мир. Появились концепции локальных цивилизаций, представленная вариантами О. Шпенглера и А. Тойнби. В этой концепции происходит своеобразный возврат к циклизму в противовес прогрессистскому настрою, который был задан эпохой Просвещения. Кроме того, в основу этого подхода был положен принцип плюрализма и таким образом перед исследователем возникает не общество, а последовательный ряд обществ, называемых например, А. Тойнби “цивилизациями”. Теория суперкультур П. Сорокина, которая пыталась показать роль идеальных факторов в становлении и развитии обществ. Социальная антропология К. Леви-Стросса – взгляд на него как совокупности формальных структур, влияющих на взаимодействие людей и их поведение. Теория экономических стадий У. Ростоу. Одна из разновидностей концепций “индустриального общества”, где во главу угла ставится уровень технического развития, фактор техники и технологии. С этим же направлением, которое характеризуется техническим или технологических детерминизмом, связаны также все концепции “постиндустриального общества”, например, концепция Д. Белла.
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.