logo search
философия / философия / философия / философия

41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.

Если коротко характеризовать современную философию истории, то следует сказать, что для нее характерны два основных подхода к объяснению механизмов общественной эволюции: формационный и цивилизационный.

Формационный анализ, прежде всего, строится на сравнении и оценке этапов развития общества. Цивилизационный подход основывается на стремлении понять внутреннюю архитектонику той культуры, которая служит фундаментом для изучаемого типа общества, разглядеть те ее свойства, которые, с одной стороны, определяют качественную самодостаточность данного общества, с другой – указывает на его открытость другими цивилизациями.

Некоторые особенности формационного подхода: а) европоцентричен, то есть рассматривает новоевропейское общественное развитие в качестве эталонного, а потому “естественного”; б) реализует прогрессистский взгляд на историю, то есть рассматривает исторический процесс как однолинейное восходящее развитие человечества; в) преуменьшает значимость или полностью игнорирует своеобразие жизни отдельных временно и пространственно локализованных типов социокультурного развития, получивших название цивилизаций; г) сводит факт цивилизационного многообразия к утверждению о неоднородности общественного развития различных стран и регионов мира; д) стремится объяснить причины общественного развития почти исключительно явления экономического порядка. В противоположность формационному цивилизационный подход: а) исходит из факта многообразия культур как типов взаимодействия людей с природой и друг с другом; утверждает тезис о равноценности всех существовавших и существующих ныне культур; б) основывается на принципе многолинейности мирового исторического процесса, включающего в себя не только прогрессивный, но и регрессивный и циклический типы общественной эволюции, а также социальное бытии без развития; в) делает акцент на исследовании внутренней логики той или иной цивилизации, способов ее самовоспроизводства и саморазвития во взаимодействии с другими культурами и цивилизациями; г) исходит из мысли о разнообразии причин социального развития – социально-экономических, биогеографических, культурных (ментальных). Таким образом, подчеркивается, что при анализе механизмов общественной жизни общества, но и на ту природную и духовную среду, в которой оно воспроизводится.

Подводя итог сказанному о двух реализуемых в современной философии истории подхода – формационном и цивилизационном – следует подчеркнуть, что оба они имеют рациональное зерно и носят взаимодополняющий характер.