41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
Если коротко характеризовать современную философию истории, то следует сказать, что для нее характерны два основных подхода к объяснению механизмов общественной эволюции: формационный и цивилизационный.
Формационный анализ, прежде всего, строится на сравнении и оценке этапов развития общества. Цивилизационный подход основывается на стремлении понять внутреннюю архитектонику той культуры, которая служит фундаментом для изучаемого типа общества, разглядеть те ее свойства, которые, с одной стороны, определяют качественную самодостаточность данного общества, с другой – указывает на его открытость другими цивилизациями.
Некоторые особенности формационного подхода: а) европоцентричен, то есть рассматривает новоевропейское общественное развитие в качестве эталонного, а потому “естественного”; б) реализует прогрессистский взгляд на историю, то есть рассматривает исторический процесс как однолинейное восходящее развитие человечества; в) преуменьшает значимость или полностью игнорирует своеобразие жизни отдельных временно и пространственно локализованных типов социокультурного развития, получивших название цивилизаций; г) сводит факт цивилизационного многообразия к утверждению о неоднородности общественного развития различных стран и регионов мира; д) стремится объяснить причины общественного развития почти исключительно явления экономического порядка. В противоположность формационному цивилизационный подход: а) исходит из факта многообразия культур как типов взаимодействия людей с природой и друг с другом; утверждает тезис о равноценности всех существовавших и существующих ныне культур; б) основывается на принципе многолинейности мирового исторического процесса, включающего в себя не только прогрессивный, но и регрессивный и циклический типы общественной эволюции, а также социальное бытии без развития; в) делает акцент на исследовании внутренней логики той или иной цивилизации, способов ее самовоспроизводства и саморазвития во взаимодействии с другими культурами и цивилизациями; г) исходит из мысли о разнообразии причин социального развития – социально-экономических, биогеографических, культурных (ментальных). Таким образом, подчеркивается, что при анализе механизмов общественной жизни общества, но и на ту природную и духовную среду, в которой оно воспроизводится.
Подводя итог сказанному о двух реализуемых в современной философии истории подхода – формационном и цивилизационном – следует подчеркнуть, что оба они имеют рациональное зерно и носят взаимодополняющий характер.
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.