logo search
Билеты ВСЕЕЕ

38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).

Говоря о моделях развития научного знания, необходимо выделить три основные концепции развития фундаментальной науки:  1) концепция единственной научной революции (Ф. Бэкон, Г. Галилей);  2) концепция реформ (П. Дюгем);  3) концепция перманентной научной революции как смены общенаучных парадигм (К. Поппер, Т. Кун).  В связи с важностью для анализа эволюции научной картины мира именно третьей концепции, необходимо рассмотреть: натурфилософскую парадигму – геоцентризм; механистическую парадигму – гелиоцентризм; парадигму динамики и электромагнетизма; парадигму квантовой механики и относительности и парадигму нелинейной Вселенной.

В вопросе о движущих силах науки выделяют две альтернативные позиции:  1) интернализм (внутренние закономерности развития науки) 2) экстернализм (социокультурные факторы) Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию и т.д.. В современной западной философии проблема роста, развития знания представлена в двух течениях: эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм. Эволюционная эпистемология – направление в западной философской гносеологической мысли (Ж. Пиаже), основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки. Эволюционная эпистемология Пиаже пытается объяснить генезис знания вообще, и научного в частности, на основе воздействия внешних факторов развития общества, т.е. социогенеза, а также истории самого знания и особенно психологических механизмов его возникновения. Постпозитивизм. (60-е гг. XXв. К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Ст.Тулимин).Обратили внимание на историю, развитие науки, а не только на формальный анализ ее «застывшей» структуры. Считалось, что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т.е. эволюцией животных и растений. Новым в постпозитивизме является постановка проблемы понимания роста, развития знания и соответствующее обращение к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Знание рассматривается как развивающаяся система.  Концепция роста знаний К. Поппера. Заключается в том, что знание рассматривается как развивающаяся система. Выдвижение на первый план изменения научного знания в некоторой степени противоречит распространенному в европейской эпистемологии (со времен Евклида) идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы Т.Кун выдвинул идею о том, что новые теории не связаны с предыдущими, и ввел понятие парадигмы. Под парадигмой главным образом он понимал научную теорию, которая в определенный исторический период выполняет функцию образца научного исследования; это понятийно-методологические системы коллектива исследователей, устанавливающие рамки принятых методов и определяющие, признавать ли проблемы и их решения. Исследуя историю науки, Т. Кун выделяет 2 этапа развития науки: нормальный и революционный.  Стадия нормальной науки представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы. Накопление фактов, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведет к революции в науке, которая выражается в смене парадигмы. И.Лакатос подверг критике теорию парадигмы и предложил в качестве основной единицы развития научного знания не нормальную науку, основанную на той или иной парадигме, а «научно-исследовательскую программу» (жесткое ядро, негативная эвристика, позитивная эвристика) П. Фейерабенд привел идею о несоизмеримости новых и старых теорий к логическому завершению. Рост знания осуществляется в соответствии с принципом пролиферации (размножения). Научные концепции возникают хаотично, подчиняясь почти биологической установке создавать как можно больше разного.