21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
Соловьев – Россия находится на перекрестке 2-х цивилизаций: запада и востока. Запад в начальной стадии кризиса. Поэтому Россия может объединить западный рационализм с духовной мистикой Востока (этику с эстетикой, науку с философией), объединить все мировые религии под контролем христианства и поставить ее в духовную основу. “Мир создан Богом, Бог отстоит от Мира”. Главная характеристика Мира в его отношении к Богу – софийность. София – это вечно женственная душа Мира. Мир живет влекомый к Богу эротическим влечением. Восприятие возможно только в том случае, если это заинтересует всех тварей Мира. Задача – злой мир должен быть преобразован в нетленный Космос красоты. Теургическое действование – включает в себя рациональное познание, религиозное переживание, и эстетическую деятельность, и нравственное поведение человека. “Движение человечества к состоянию Бога-человека”. Именно в любви к противоположному полу человек преодолевает свой эгоизм и становится существом, участвующим в теургическом действии.
Русский космизм – это учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Следует отметить истоки русского космизма: 1) Теоретические (философские). Философскими основанием для космизма выступают идеи единства мира и всеобщей взаимосвязи. Разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития; 2) Религиозные. Религиозные идеи, несомненно, оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были в той или иной степени религиозными мыслителями. Суть религиозного влияния проявилось здесь в первую очередь через нравственные постулаты религии; 3) Естественнонаучные. Необходимым источником русского космизма является опора на разум, науку и технику; 4) Исторические. Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма – идея единства людей, всего человечества. Тысячелетнее развитие России, своего рода земного космоса, всей своей истории и географии обеспечивало и ускоряло в сознании людей духовное и территориальное единство. Идея русской “соборности” единения, присущее русским, традиционная сельская община – тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм. Все перечисленные выше факторы послужили основой возникновения совершенно оригинального учения – русского космизма.
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.