25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
В новоевропейской философии материя выступила как структурно-функциональный принцип природы.
Декарт, атрибуты материи: протяженность, большая делимость, структурность. Материю может быть определить при помощи математического конструирования.
Материю отождествляли с массой; с веществом, состоящим из атомов.
Материя – это философия категория для обозначения объективной реальности, которая отображается, копируется человеком в его ощущениях (Ленин). С одной стороны это определение вполне субстанционально, так как утверждается, что материя существует объективно. С другой стороны ее свойства как бы определяются процессом познания. Своим определением Ленин кладет мировоззренческий предел познавательной деятельности ученых. Более того, он говорит о том, что понятие субстанции относительно, оно выражает степень углубления процесса постижения реальности. Материя не может существовать иначе как в пространстве и времени и в изменении взаимодействия материальных процессов, ее составляющих (≈ движение материи).
Под движением надо понимать любое изменение взаимодействия развития, а не только перемещение в пространстве. Если ранее считали, что механическое движение первично другим видам движения, то сегодня оно рассматривается внешним отображением сложных видов движения (движение руки). Виды движения: физическое, химическое, биологическое, социальное.
Пространство – философская категория для характеристики материальных систем со стороны их протяженности и взаимодействия, взаиморасположенности по отношению друг к другу. Время – это философская категория, характеризующая материальные системы со стороны длительности и последовательности их существования. Атрибуты – это свойства, переходящие на все состояния материи. Пространство акцентирует внимание на структурированность материи, на ее зернистости, структурности, сцепленности. Время акцентирует внимание на пластичности материи.
26) Эволюция представлений о формах и об уровнях организации материи в классической и неклассической научно-философской картинах мира. Метафизический и диалектический методы как подходы к описанию окружающей реальности.
Каждая научная дисциплина формирует свою собственную картину мира. Общенаучная картина мира. Общенаучная картина мира всегда носит мировоззренческую и методологическую функцию. Есть нуачно-философская картина мира.
Эволюция представлений о формах и об уровнях организации материи в научно-философских картинах мира: 1) классическая научно-философская картина Мира (17-сер. 19), принципы: а) принцип материальности мира; б) восприятие мира как огромной машины, работающей по законам механики (механический детерминизм); в) принцип Лапласса: “Зная состояние системы на данный момент, мы по законам механики можем вычислить все предыдущие и последующие состояния системы”; г) абсолютность времени и пространства (пустота со временем и пространством); д) принцип редукционизма (усложнение системы не ведет к приобретению ею новых качеств, отличных от качеств на более низком уровне развития); 2) неклассическая научно-философская картина Мира (с 19 в.): этот процесс формирования начался в социальных науках, когда Маркс начал использовать диалектический метод в процессах товарного производства. Этот же метод стал использовать в науках, изучающих эволюционные процессы (геология, космогония). И в самой физике, которую до этого изучали обратимые регулируемые процессы, произошли изменения: открытия энтропии в термодинамике. Стала рушиться механистическая картина мира, когда были созданы основы квантовой механики и теории относительности Энштейна. Представление о характере времени и пространства. Они стали восприниматься относительными (зависящими от процессов, которые не происходят). Отказ от принципа редукционизма.
Универсальным методом является метафизический метод исследования и описания действительности. Он характеризуется поверхностным взглядом на мир. Его характеристики: 1) всякое движение рассматривается как чисто количественное или чисто качественное изменение без связи то и другого. Источником движения является внешние воздействие; 2) преувеличивает одну сторону, свойство, качество, характеристику предмета, процесса или явления в ущерб другим; 3) рассмотрим процесс, предмет или явление без связи с другими предметами, процессами или явлениями.
Черты диалектики: 1) пытается рассмотреть предмет, процесс в развитии, изменении как качественные характеристики. В качестве источника такого развития диалектика называет внутреннее противоречие системы; 2) диалектика пытается рассмотреть предмет, процесс, явление в единстве всех их сторон, качеств характеристик, свойств; 3) диалектический метод описывает процесс, предмет и явление в процессе взаимодействия с другими процессами, предметами, явлениями в совокупности всех ее связей. Диалектика опирается на 3 закона: 1) единство и взаимодействие противоположностей; 2) переход из качественного в количественное; 3) отрицание отрицания.
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.