22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
Бытие - это философская характеристика мира как рационально устроенного целого, в котором сущность и существование вещей совпадают. Уже в рамках мифологической культуры люди пытались мыслить мир не как хаос, а как космос, то есть, как разумно организованное целое. Но для мифологического мышления в целом все же характерно понимания мира как чего-то неустойчивого, балансирующего на грани между хаосом и космосом, подверженногосудьбе, а не строгому закону. Появление философии, среди прочих причин, было обусловлено стремлением к построению такой картины мира, в которой не было бы места неопределенности и случайности. Такой мир в философии выражается через понятие "бытия". Бытие - это все, что есть. В этом смысле оно абсолютно, то есть является причиной самого себя. Об этом говорил еще Парменид: "Бытие есть, небытия - нет". Бытие - это всеединство. В отличие от других понятий, бытие не имеет парного ему противоположного понятия. С точки зрения философии нельзя считать синонимами "бытие" и "существование": существование является бытием лишь в том случае, если оно рассматривается как разумно устроенное целое. Аристотель писал об этом так: "Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие". Иными словами, если существование выражено посредством понятий, оно становится бытием. Основной философской дисциплиной, изучающей бытие, является онтология (от греч. "ontos" - сущее и "logos" - учениеВ течение истории философии определился круг основных онтологических вопросов. Это: -Отношение между неизменным и меняющимся в бытии, то есть, вопрос о субстанции бытия; - Отношение между идеальным и реальным, то есть, между вневременным и временным бытием; - Основные отношения и параметры бытия: закономерность, причинность, телеологическая связь, пространство и время. О субстанции бытия. Для того чтобы представить мир как бытие, необходимо отыскать в нем самом или сконструировать смысловой центр, фундамент, основу. В противоположность меняющемуся миру эта основа должна представлять нечто неизменное, самодостаточное и выступать в качестве первоначала. В философии, с древних греков это первоначало обозначается как субстанция (от греч. "substantia" - сущность). Субстанция - это то, из чего все произошло и к чему может быть сведено. Стремление отыскать первоначало бытия отличает уже первые философские школы древнего Востока и античности. В Милетской школе античной философии в качестве субстанции выступает вода, воздух, апейрон. Пифагор предложил считать субстанцией мира число, на том основании, что все существующее может быть выражено количественно. Демокрит и Левкипп считали первоначалом атом - своеобразный кирпичик, из которого складывается любая вещь. В последующей истории философии были выработаны три подхода к решению проблемы субстанции: монизм, дуализм и плюрализм. Иногда дуализм считают вариантом плюралистической традиции и говорят о двух противоположных подходах - монистическом и плюралистическом. Субстанциальный монизм (от греч. "monоs" - один) исходит из признания одной единственной субстанции, - материальной или идеальной (духовной). Монистами были Платон, средневековые схоласты, Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс. 8 Монизм утверждает, что один и тот же мир не может подчиняться двум разным законам. Он не может в физическом смысле одновременно быть конечным и бесконечным, вечным и преходящим, включенным в цепь причинности и абсолютно свободным. Согласно монизму, многообразие и разнообразие бытия есть ничто иное как, "единство посредством множества" или "множество в единстве". Из-за этого монизм подвергается обвинениям в тоталитаризме, в отсутствии свободы, которая трактуется в нем как "осознанная необходимость". Монизм - это диктатура целого, порядок, согласованность. Единая субстанция выступает в качестве своеобразного цемента, связывающего все проявления бытия. Сущность субстанциального дуализма состоит в признании равноправия, равнозначности двух первоначал или первопринципов: материи и сознания, тела и души, добра и зла, бога и дьявола и т.д. Классическим образцом дуалистической позиции считается теория психофизического параллелизма Декарта, согласно которой физические и психические процессы, хотя и соответствуют друг другу по содержанию и по времени, но совершенно не взаимодействуют. Примером дуалистической религии является манихейство, настаивающее на равной значимости добра и зла, света и тьмы. Главной проблемой дуализма является объяснение единства мира: если каждая из двух сущностей обладает самодостаточностью, то каким образом они взаимодействуют друг с другом? Субстанциальный плюрализм - это позиция, согласно которой бытие состоит из множества самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюралисты считают, что мир не обладает жесткой связанностью и причинно-следственной заданностью, а представляет собой случайные, ситуационные комбинации, постоянно возникающие и распадающиеся. Самой известной из плюралистических концепция является "монадология" Лейбница. Плюралистической позиции придерживается персонализм, учение о "слоях бытия", которое разрабатывали Н.Гартман и Э.Ротхаккер. Самым радикальным из философских направлений, отстаивающих онтологический плюрализм, является постмодернизм, популярный в конце ХХ столетия.
Структура бытия. Главная проблема в постижении бытия состоит в том, чтобы объяснить, каким образом абсолютность бытия согласуется с существованием множества преходящих элементов. Абсолютность бытия включает следующие его свойства: законченность, вневременность, пространственную бесконечность, самодостаточность, полноту, истинность, нравственное и эстетическое совершенство. Когда Парменид утверждал, что "бытие есть, а небытия нет", он подчеркивал этим всеобъемлющий, абсолютный характер бытия. В нем уже все есть, то есть ничто в него не прибавляется и ничто из него не исчезает. Но в таком случае как объяснить фиксируемые даже на уровне чувств и здравого смысла изменения в бытии, исчезновение одних вещей и появление других? Если исходить из признания абсолютности бытия, то единичные вещи явление и процессы следует понимать как формы проявления этой абсолютности. Платон объяснял отношение между абсолютным бытием и бытием единичных вещей по подобию отношения между идеальным прообразом мира и его реальными проявлениями. Он утверждал, что мир реальных, чувственных вещей является тенью, искаженным отражением, копией идеального мира. Идеальный мир - это мир должного, обладающий всеми достоинствами абсолютного бытия. По отношению к реальному миру, пребывающему в конкретном пространстве и времени, идеальный мир выступает как творец по отношению к творению. Идеальное присутствует в реальном, но всегда в неполной мере, частично, искаженно, опосредованно. Платоновская интерпретация бытия положила начало традиции объективного идеализма, утверждающей объективность и абсолютность идеального бытия и вторичность, производность бытия чувственно воспринимаемых вещей. В течение истории философии, в противовес ей, была выработана материалистическая трактовка бытия, которая исходит из признания первичности, объективности и абсолютности материального начала и вторичности и производности идеального, духовного, сознательного. Для онтологии имеет принципиальное значение не характер абсолютного первоначала, - идея или материя, - а то, признается бытие единым или нет. Единство бытия означает, что не существует двух отделенных друг от друга миров, - идеального и реального, - а есть единое бытие, имеющее различные уровни существования и разнообразные формы проявления. Таким образом, бытие, с одной стороны, абсолютно, ибо оно есть все, что существует реально или потенциально, но, с другой стороны, оно проявляется через бесконечное разнообразие вещей, явлений и процессов. Абсолютное бытие, в зависимости от философской традиции, является, по своей природе, или идеальным (Сознанием, Разумом, Духом) или материальным (Материей). Бытие единичных вещей называется определенным бытием. В отличие от абсолютного бытия, оно имеет пространственно-временную конкретизацию и определено посредством различных понятий: количества, качества, содержания, формы, сущности, явления и т.д.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.