30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
Принципы Истины устанавливает степень соответствия между представлениями познающего и познаваемом и действительным свойствами познаваемого.
Классическая теория истины (Аристотель). Истина – тождество между нашими знаниями о Мире и его действительными свойствами.
Теория Декарта – когерентная теория. Тождества нет, не есть соответствие.
Конвенциональная истина. Истиной является то, что считают таковой большинство ученых. Истина может быть объективной, то есть независящей от человека, может быть субъективной, зависящей от человека, как субъекта познания.
Релятивистская теория. Протогор – “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют”.
Если вслед за Гегелем рассматривать истину как процесс, то ее отыскание может быть определено как диалектика относительной и абсолютной истины. Относительная истина – это такая истина, которая со временем перестает быть таковой. Абсолютная истина – остается такой все время. При этом Гегель и марксисты воспринимают истину как частицы (одни устаревают, а другие нет).
Реляционистская. Истина соотносительна. Истина зависит от ракурса интерпретации. Ракурс интерпретации факта или события зависит от общего социокультурного контекста эпохи. Истина – это регулятор познавательной деятельности. Истина – мировоззренческий принцип, соотнесенный с целями общества и культуры с общими принципами отнашения к Миру.
Основными ступенями процесса познания является чувственное и рациональное познание. Прагматистская. Истина – это то, что может быть полезным.
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.