logo search
философия / философия / философия / философия

30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.

Принципы Истины устанавливает степень соответствия между представлениями познающего и познаваемом и действительным свойствами познаваемого.

Классическая теория истины (Аристотель). Истина – тождество между нашими знаниями о Мире и его действительными свойствами.

Теория Декарта – когерентная теория. Тождества нет, не есть соответствие.

Конвенциональная истина. Истиной является то, что считают таковой большинство ученых. Истина может быть объективной, то есть независящей от человека, может быть субъективной, зависящей от человека, как субъекта познания.

Релятивистская теория. Протогор – “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют”.

Если вслед за Гегелем рассматривать истину как процесс, то ее отыскание может быть определено как диалектика относительной и абсолютной истины. Относительная истина – это такая истина, которая со временем перестает быть таковой. Абсолютная истина – остается такой все время. При этом Гегель и марксисты воспринимают истину как частицы (одни устаревают, а другие нет).

Реляционистская. Истина соотносительна. Истина зависит от ракурса интерпретации. Ракурс интерпретации факта или события зависит от общего социокультурного контекста эпохи. Истина – это регулятор познавательной деятельности. Истина – мировоззренческий принцип, соотнесенный с целями общества и культуры с общими принципами отнашения к Миру.

Основными ступенями процесса познания является чувственное и рациональное познание. Прагматистская. Истина – это то, что может быть полезным.