logo search
философия / философия / философия / философия

20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.

Своеобразие философской традиции: она антропоцентрична (проблема бытия – главная проблема). Бытие человека близко рассматривается с бытием общества. Она социоориентированная (бытие человека не мыслится вне общества бытия). Русская философия религиозна. Тесно переплетена с историей. Основные вехи, повлиявшие на философию: 1) принятие христианства; 2) процесс складывания русского централизованного государства вокруг Москвы; 3) церковный раскол 17 век; 4) петровские реформы конец 17 – 18 вв. Философия была злободневной. Русская философия была мощнейшим фактором в развитии государства. Это определило публицистически характер философии. Периодизация русской философской культуры: 1) 11 – конец 3 чет. 17 вв. – религиозно-богослоский период; 2) нач. 4 чет. 17 в – нач. 19 в. – период русского просвещения; 3) 30-е годы 19 в – 20-е годы 20 в. – третий период полемики между славянофилами и западниками. Россия как тип цивилизации должна была ответить на вызов Запада. Первым это сделал Петр I. Ключевые понятия: Запад, Россия, Восток. Понятия: З – индивидуальность, Р – тотальность (всеобщность), З – рациональность, Р – духовность (чувственность). 3 период. Суть полемики: Иван Васильевич Киреевский (славянофил) написал статью “19 век”, в которой он попытался оценить перспективы развития мира в 19 веке. После немецкой классической философии настал кризис рационализма (основы культуры и цивилизации Запада). Запад стал искать новые основы своего существования. Обратились к России. Так как русский человек - духовный человек, “живой” человек (рационализм – холоден). У русского – зрячий ум – это синтетическая форма познания (рационализм+интуитивизм+религиозное чувство). А. С. Хомяков разрабатывает учение о соборности, согласно которому русский человек – человек общинный. Славянофилы подчеркивают значимость духовной власти. Ю. Ф. Самарин – еще один деятель славянофил. Почвенничество – (Н. Я Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский). Русская интеллигенция оторвалась от народной почвы и поэтому виновата перед народом. Европеец – гибель “человека”. Западное общество – унификация человека.

Западники (Россия есть отсталая Европа). 1) консерваторы (Катков, Ф. В. Булгарин) процветание возможно только при монархе (образованном);2) либеральные (Б. Н. Чичерин; К. Д. Кавелин; Т. Н. Грамовский); 3) демократы – революционеры (А. И. Герцен, В. Г. Белинский; Н. Г. Чернышевский). Они видели процветание в революции, выступали за социалистический строй. П. Я. Чаадаев – “сумасшедший” русской философии. Стоял между Западниками и Славянофилами. “Каждый народ должен быть примером для развития других стран”; “Россия – пример как не надо развиваться”.