9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
Августин (354-430). Главным философом эпохи патристики является Августин Аврелли (Блаженный). В работе «Исповедь» Августин ввёл в философию принципиально новую тему: тему динамики человеческой личности.
Вторая работа – «О граде Божием» (22 книги) - имела большой резонанс в науке. Противостояние церкви и государству. В этой работе Августин заложил основы философии истории. Эта наука стремится осмыслить исторические процессы, проанализировать события, периодизировать. В основе истории, по Августину, лежит закон, по которому, если град земной (государство) ставит себя выше града Божьего (церкви), то это ведёт к его падению. Этим он объяснил падение Рима. Цель истории он видит в установлении града Божьего на Земле. Даёт свою периодизацию истории, основанную на библейских представлениях о творении мира.
Учение о бытии близко к неоплатонизму. По Августину всё сущее – благо. Благо - субстанция. Зло – не субстанция, а недостаток. Бог есть источник бытия, блага. Мир один, не признавал многочисленность миров. В мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Материя также имеет своё место в строе целого. Августин считал достойными познания такие объекты познания, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести з самосознания человека, т.е. путём умопостижения, а бытие вещей – из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека – в отношении к Богу. Он разработал философскую антропологию (учение о природе (сущности) человека). Душа – нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма – творения душ новорождённых Богом.
Проблема Бога и его соотношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог сверхприроден. Мир, природа и человек зависят от своего Творца. Рассматривал Бога как личность, сотворившую всё сущее, всемерно подчеркивал абсолютное всемогущество Бога. Утверждая принцип бестелесности Бога, Августин выводит принцип бесконечности божественного начала.
Вечность и время: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времени. Время есть мера движения и изменения (удивительно точное определение времени, свою концепцию он нередко именовал релятивистской теорией времени).
Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей-идей Бога всё есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога.
Мучается в поисках истины по вопросу прошедшего и будущего времени и приходит к выводу: «ни будущего, ни прошедшего не существует, и было бы точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие три формы».
Добро и зло – теодицея (философско-богословское учение, согласно которому Бог как творец и создатель мира не несет ответственности за существующее на Земле зло): рассматривает зло как отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе.
Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в её отношении к воле человека и её божественном предопределении.
Августин, критикуя скептицизм, выдвинул против него возражение: без знания истины невозможно и «вероятное» знание, т.к. вероятное есть нечто правдоподобное, т.е. похожее на истину, а чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. Где же её найти? По мысли Августина, наиболее достоверное знание – это знание человека о своём собственном бытии и сознании. Познание основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Нормой же познания является истина. Неизменная, вечная истина есть источник всех истин, есть Бог. Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания, т.е. понимания познания как энергийно-волевого процесса. «Человек испытывает страдания настолько, насколько поддаётся им».
Разум, по Августину, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела, созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души – его высшее назначение.
Общество и история: Августин утверждал, что имущественное неравенство людей – неизбежное явление социальной жизни. Опираясь на идею равенства всех перед Богом, призывает их к тому, чтобы жить в мире.
Фома Аквинский (1225/1226-1274)
Фома Аквинский – ведущий философ схоластики и вообще Средневековья. Главная работа – «Сумма теологии».
Главные достижения: - заменил учения Августина христианской интерпретацией философии Аристотеля
- родоначальник мощного направления в философии – неотомизм (официальная философия католической церкви). Современные представители: Майден, Ветер – развитие идей Фомы Аквинского
- сформировал пять логических доказательств бытия Бога. Например: «Всё имеет свою причину».
2 важнейшие работы: «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»).
Фома Аквинский был назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя.
Исходным принципом в его учении является божественное откровение. Он разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости.
О бытии: исходя во многом из учения Аристотеля, Фома рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Квалификация материи Фомой с помощью целой системы рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика и поставила все точки над i в одном из самых острых вопросов христианской схоластики (материя получила частичное «оправдание»).
О человеке и его душе: телесное начало человека органически соучаствуетв духовно-душевной деятельности человека (душа и тело находятся в единстве). Фома придерживался идеи бессмертия души.
О познании: основополагающий принцип познания – реальное существование всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: «до вещей» (в разуме Бога), «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» - в мышлении человека. Человеку присущи две способности познания – чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Истину Фома определял как «соответствие интеллекта и вещи». Отрицая врождённое знания, Фома вместе с тем признавал, что в нас есть некоторые зародыши знаний. Он выдвинул принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать; на этом принципе основываются все другие нормы логического мышления.
Об этике: принцип свободы воли человека, учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишённости блага. Зло есть лишь менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшая идея – концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.
Об обществе и государстве: вслед за Аристотелем Фома исходит из того, что человек по своей природе – существо общественное. Главная цель власти – содействовать общему благу. Отдавал предпочтение монархии, однако считал, что если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании.
Фома Аквинский завершил построение католической теологии. В 1323 году был причислен к лику святых.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.