8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
Основные проблемы, характеризующие средневековую философию в целом. Это представления о Боге-творце, порождающем начало всего сущего. Бог является причиной всего существующего в мире. Он – наивысшее благо. Христианский Бог – это личный Бог и основной вопрос мировоззрения приобретает форму нравственного отношения сверхличного Бога и личности людей. В религиозном сознании одной из важнейших проблем является выяснение соотношения истин откровения (исходящих от Бога, Библии) и истин разума, знания.
Таким образом, сформировавшиеся в античной философии онтологические и гносеологические проблемы своеобразно трансформировались в религиозно-церковном контексте средневековой культуры.
Первоначальная фаза развития средневековой философии реализуется в патристике. Этот термин обычно рассматривается как совокупность учений отцов христианской церкви (II-VIII вв.). “Отцы церкви” характеризуются следующими признанными чертами: святость жизни, ортодоксальность учения (то есть верность богословской традиции), официальное признание этих личностей и учений церковью. В период патристики были заложены основы христианских догматов, шел процесс приспособления греческого философского учения к потребностям религиозных концепций.
Крупнейшим христианским мыслителем патристики является Аврелий Августин. Он разрабатывает следующие проблемы христианской философии: учение о тринитарной сущности Бога, моральная личность и ее религиозные характеристики, философия истории.
Ведущая тема философских размышлений Августина – восхождение просветленной личности к Богу. В человеке, мире как целом пролегает граница между “градом Божьим” и “градом земным” (своеобразная аналогия души и земного тела). Августин одним из первых обратился к изучению внутреннего мира человека. В соответствии с христианской традицией он убежден, что человеческая природа изначальна отягощена грехом. Человек – это главным образом душа, которая пользуется земным телом, носителем первородного греха. Августин указывает путь спасения: человек обладает волей, направляя ее к вере и безверию. Вместе с тем огромное внимание уделено идее предопределения к спасению. Благодать дается на непостижимых основаниях: человек может только надеяться, верить. Таким же образом разрешается и проблема соотношения веры и разума: истины разума ограниченны, “верь, чтобы разуметь”. Августин пытался философски обосновать единство веры и разума, делая упор на примат веры над разумом. Для Августина проблема “оправдания Бога” существует исключительно в моральном контексте: Бог не отвечает за мировое зло, единственным источником которого является злая воля.
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.