logo search
философия / философия / философия / философия

8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.

Основные проблемы, характеризующие средневековую философию в целом. Это представления о Боге-творце, порождающем начало всего сущего. Бог является причиной всего существующего в мире. Он – наивысшее благо. Христианский Бог – это личный Бог и основной вопрос мировоззрения приобретает форму нравственного отношения сверхличного Бога и личности людей. В религиозном сознании одной из важнейших проблем является выяснение соотношения истин откровения (исходящих от Бога, Библии) и истин разума, знания.

Таким образом, сформировавшиеся в античной философии онтологические и гносеологические проблемы своеобразно трансформировались в религиозно-церковном контексте средневековой культуры.

Первоначальная фаза развития средневековой философии реализуется в патристике. Этот термин обычно рассматривается как совокупность учений отцов христианской церкви (II-VIII вв.). “Отцы церкви” характеризуются следующими признанными чертами: святость жизни, ортодоксальность учения (то есть верность богословской традиции), официальное признание этих личностей и учений церковью. В период патристики были заложены основы христианских догматов, шел процесс приспособления греческого философского учения к потребностям религиозных концепций.

Крупнейшим христианским мыслителем патристики является Аврелий Августин. Он разрабатывает следующие проблемы христианской философии: учение о тринитарной сущности Бога, моральная личность и ее религиозные характеристики, философия истории.

Ведущая тема философских размышлений Августина – восхождение просветленной личности к Богу. В человеке, мире как целом пролегает граница между “градом Божьим” и “градом земным” (своеобразная аналогия души и земного тела). Августин одним из первых обратился к изучению внутреннего мира человека. В соответствии с христианской традицией он убежден, что человеческая природа изначальна отягощена грехом. Человек – это главным образом душа, которая пользуется земным телом, носителем первородного греха. Августин указывает путь спасения: человек обладает волей, направляя ее к вере и безверию. Вместе с тем огромное внимание уделено идее предопределения к спасению. Благодать дается на непостижимых основаниях: человек может только надеяться, верить. Таким же образом разрешается и проблема соотношения веры и разума: истины разума ограниченны, “верь, чтобы разуметь”. Августин пытался философски обосновать единство веры и разума, делая упор на примат веры над разумом. Для Августина проблема “оправдания Бога” существует исключительно в моральном контексте: Бог не отвечает за мировое зло, единственным источником которого является злая воля.