logo search
Билеты ВСЕЕЕ

6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.

4 в. до н.э. Ученик Платона.

Стоял у истоков многих наук. Главный вклад в философию: разработал грандиозную философскую систему, обобщившую научные знания античности.

Написал около 150 работ: «Метафизика» (важнейшая философская работа), «Физика», «О душе», «О небе», «Метеорология», «Поэтика» и многие другие.

Опровергал теорию идей Платона. «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Первоосновой мира по Аристотелю является субстанция, состоящая из формы, т.е. активного, духовного, творческого начала и материи (инертной и пассивной массы).

! Большой вклад Аристотеля в теорию познания:

  1. Родоначальник целого ряда наук: логики (сформулировал логические законы: тождества, противоречия, исключённого третьего; разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений), психологии и т.д.

  2. Предложил новое понимание диалектики: Трактовал диалектику как метод получения вероятностного знания

  3. Разработал основы современного стиля научного мышления

- изучение истории вопроса

- постановка проблемы

- изучение аргументов «за» и «против»

- предлагаемое решение проблемы

Социально-политические идеи: - Впервые высказал догадку о несовпадении государства и общества

- Разработал собственную классификацию форм государства, построенную по принципу развития:

Правильные: монархия, аристократия, полития! (правовое большинство составляет средний класс)

Неправильные: тирания, олигархия, демократия (большинство – бедные)

По Аристотелю, самая лучшая форма государства – полития. Из неправильных лучше всего – демократия. Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство.

Считал, что наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (между рабовладельцами и рабами), и те государства достигают наибольшего расцвета, где этот элемент представлен в большинстве, имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами.

Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Категории: разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность» или «субстанция», а остальные считались её признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение. Ввёл в философию принцип развития, тем самым ввёл в оборот философии категории возможности и действительности, а это и есть потенция и акт.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что и предполагает наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Считал, что душа – энтелехия тела. Энтелехия – целеустремлённая энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для её вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Этические взгляды: общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти среднюю линию поведения. Исключительное место в этом учении занимает идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.