40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
Общество выступает в форме подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природных образований, но органически связанной с ними.
Главным отличием общества является то, что оно всегда представляет собой определённое сочетание материального и идеального, объективного и субъективного. Это связано с тем, что в обществе действуют люди, наделённые сознанием и волей. Но деятельность людей далеко не всегда приводит к ожидаемым результатам, поскольку в сложных социальных явлениях происходят столкновения противоположно ориентированных действий различных социальных субъектов, что и определяет объективность общего хода социального процесса.
Важнейшими элементами общества являются индивиды, их группы и объединения, этнические общности (рода, племена, народности, нации), семьи, классы, социальные явления (политика, право, религия, наука, искусства и т.д.), государство.
Системообразующими принципами, объединяющими эти элементы являются общественные отношения, которые делятся на материальные и идеологические. Главными выступают материальные, производственные отношения (отношения собственности на средства производства, потребление, распределение и т.д.), характер которых определяется производительными силами общества. Производительные силы – это люди с их трудовыми умениями и навыками и средства производства, приводимые ими в действие.
Идеологические общественные отношения (политические, правовые, нравственные и др.) возникают на основе производственных отношений, проходя предварительно через сознание людей.
Для общества как системы характерно состояние саморазвития, источником которого выступает разрешение целого ряда внутренних противоречий между элементами общества и между сферами общества. Но главным выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которые конкретизируются в законе соответствия производительных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
В современной отечественной философии форма и направленность общественного развития рассматривается с помощью двух различных теорий: формационной и цивилизационной.
1). Формационная теория больше всего основывается на марксисткой идеологии.
«+» - системное рассмотрение общества как саморазвивающегося организма
- выделение чёткой основы смены формаций
- возможность сравнения и оценки этапов общественного развития
- ориентация на выявление общих закономерностей исторического развития
«-» - её сведение к пятичленной схеме привело к неопределённому упрощению, сближению разнородных социальных систем
- неясность места социалистической формации в данной схеме
- формирование в понимании развития лишь одного аспекта социального процесса – экономического
- отсутствие объяснения многовариантности развития мировой истории.
2). Цивилизационная теория основана на культурологических особенностях:
«+» - рассмотрение и учёт специфичности развития социальных процессов в отдельных регионах
- особое рассмотрение культурологических аспектов социальных процессов
- объяснение многовариантности развития в мировой истории
«-» - отсутствие ориентации на выявление общих закономерностей социально-исторического процесса
- отсутствие чётких критериев сравнения различных цивилизаций по степени их общественного развития.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.