logo search
Билеты ВСЕЕЕ

46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.

Нравственное сознание является исторически первой формой общественного сознания. Оно такое же древнее как и само общество ибо общество не может существовать если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения. Нормы нравственного сознания складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта . В нравственном сознании выделяют два уровня - теоретическое моральное сознание (этика) и обыденное повседневное сознание (собственно моральное сознание). Этика — наука о морали, нравственности, термин введен Аристотелем, изучает нравственные отношения возникающие между людьми или общностями людей учит людей достойной жизни и правильному поведению. Объект этики — человек и межчеловеческие отношения, предмет — не весь человек в целом, а лишь нравственная сторона его существования и деятельности. Моральное сознание представляет собой совокупность норм, правил поведения, идеалов, оценок, обычаев и традиций, призванных регулировать поведение людей. Моральная норма — это требование в виде предписания разрешающего или запрещающего тот или иной поступок или поведение. Пр.: библейские заповеди, требования моральных кодексов, профессиональная этика. Нравственный идеал — это представление о совершенной личности, ценном поступке или поведении, жизни человека, наполненной высоким философским смыслом. Он может быть персонализированным или собирательным.

Оценка — это одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, т.е. установление соответствия поведения людей установленным моральным нормам и ценностям. Различают общественное мнение (коллективная оценка) и самооценку (совесть — нравственная оценка собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов).

В появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер — можно говорить о морали господствующих классов, о морали классов угнетенных. Поэтому можно выделить мораль рабовладельцев и рабов, буржуазии и пролетариата.

Но в морали, заключено и общечеловеческое — элементарные нормы нравственности и справедливости, которые являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка во взаимодействиях между людьми. Социальное назначение состоит в том, чтобы охранять членов общества от различных эксцессов, угрожающих жизни, здоровью, безопасности, достатку и благополучию людей. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость, тактичность и т.д. Из поколения в поколение простые нормы нравственности входили в плоть и кровь народной психологии, врастали в живую ткань языка, формировались в пословицы и поговорки. В народе говорят: под лежачий камень вода не течет, не рой другому яму — сам в нее попадешь, береги честь смолоду.

Функции: - регулирующая (разрешающая/запрещающая делать что-либо)

- оценочная

- охрана членов общества от различных эксцессов

Эстетическое сознание или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания, это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных художественных образов. Очень часто эстетическое сознание отождествляют с искусством, что не совсем точно. Искусство включает в себя деятельность общества по производству художественных ценностей и сами результаты этого производства — художественные образы, но за его пределами остается очень важный компонент эстетическое сознание — сознание потребителей художественных ценностей. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в его труде, в быту, в общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком.

Функции: - Познавательная. Произведения искусства явлются ценным источником информации о сложных общественных процессах.

- воспитательная, т.е. его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование, или, напротив падение. И все-таки эти функции не являются специфическими для искусства и характерны и для других форм общественного сознания

- эстетическая – специфическая функция искусства. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание, но и пропускаем это содержание через свое сердце, свои эмоции. Основные категории эстетики — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Познавательное, воспитательное и эстетическое в искусстве слито воедино. Результатом эстетического отражения действительности является художественный образ, в котором определенная степень абстракции сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта. В отличии от научного понятия художественный образ раскрывает общее в единичном.

Эстетика зародилась около 2.5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого об-ва — в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развития получила в античной Греции — особенно в трудах Платона (Прекрасное есть не что иное, как абсолютная, вечная и неизменная, надчувственная идея), Аристотеля и др. В Др. Риме — Лукреций, Гораций. В борьбе с мистическими учениями западного средневековья о божественной красоте (Августин (Бог — источник всякой красоты и воплощение красоты высочайшей), Фома Аквинский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей эпохи Возрождения (Петрарка, Де Винчи, Монтень). Классическая нем. философия (Кант, Гегель, Шеллинг) — историзм в подходе к искусству, диалектический анализ его форм и категорий. Марксистко-ленинская эстетика утверждает общественно-исторический характер исторических явлений и художественного творчества, обосновывает принципы реализма, народности, партийности искусства.