44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
Религия — это важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются:
— богословие (стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения);
— история (исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления);
— философия (анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества). Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.
Религия — это выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.
В каждой религии можно найти две стороны:
— теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;
— практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.
В религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями.
В вопросе о происхождении религии много разнообразных мнений. Прежде всего нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.
Принципы, которые лежат в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы:
— супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);
— рационалистические(предполагают сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болин-брок) ради удержания власти, олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), объективирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан), почитание предков (Г. Спенсер)).
Что касается проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:
— сциентистски-позитивистский— объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;
— исторический (эволюционный) — усматривает в религии развивающуюся форму знания, которое сохраняет всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого, уровня знания;
— абсолютный — рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества.
Функции религии: - Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
- Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.
Психотерапевтическая — религия может быть использована как средство психотерапии.
По мнению Курцвейл Рэймон, «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления».
Что такое свобода совести. Свобода совести по своей сущности есть свобода выбора людьми тех или иных мировоззренческих убеждений (по критерию отношения к сверхъестественным явлениям). Это свобода быть последователем любой религии или атеистом (напомним, что атеистами называют людей, которые не верят в существование сверхъестественных явлений). Но ни одна свобода не может быть абсолютной. Так и здесь. Свобода совести предусматривает ограничения и для верующих, и для неверующих: запрет совершать преступные действия во имя утверждения своих убеждения (религиозных или атеистических). Итак, свобода совести существует там и тогда, где и когда люди не преследуются государством и не ущемляются в правах за то, что они верят или не верят в Бога, или за то, что они верят в Бога не так, как большинство граждан страны.
Свобода совести может быть полной (неограниченной, подлинной) или неполной (ограниченной, частичной). Полная свобода совести включает в своё содержание равенство всех религиозных организаций перед законами, отделение церкви от государства (взаимное невмешательство религиозных организаций и государства в дела друг друга) и отделение школ от церкви (светский характер обучения в государственной системе образования). Свобода совести обеспечивается государственными законами и их реальным выполнением.
Содержание режима отделения церкви (под словом “церковь” в данном случае имеются в виду все религиозные организации в целом) от государства характеризуется следующими особенностями:
1. государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учёта граждан по этому признаку;
2. государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы);
3. государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;
4. церковь не выполняет каких-либо государственных функций;
5. церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.
Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы
Российская Федерация, согласно ст.14 Конституции объявлена светским государством. Отделение церкви от государства не означает, что церковь может быть безразлична к деятельности государства. Церковь. как и любая другая общественная организация, вправе открыто порицать вредные, с её точки зрения, действия и решения органов власти. Этим она влияет на общественное мнение и формирование нового законодательства.
Одной из форм частичной свободы совести является веротерпимость. Веротерпимостью называется свобода для функционирования многих религии при особом предпочтении одной из них. Религия, которой отдаётся предпочтение, называется государственной религией. Государственные религии существуют, например, в Англии (англиканство), Израиле (иудаизм), Пакистане (ислам) и т. д. Сама веротерпимость по своему уровню бывает разной. Так, веротерпимость в Англии предоставляет инакомыслящим значительно больше возможностей для реализации своих мировоззренческих убеждений, чем веротерпимость в Пакистане.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.