4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
Софисты: Протагор, Горгий, Продик
Софисты («учителя мудрости») учили не только технике политической и юридичекой деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Сосредотачивали своё внимание на социальных вопросах, на человеке и проблеме коммуникации. В своём стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно доказать всё, что угодно, и также, что угодно опровергнуть, в зависимости от интересов и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях («То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь»).
Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть противопоставлено противоречещее ему утверждение. Написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.
Горгий: ни о чём нельзя утверждать достоверно! В своём труде «О природе» доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.
Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нём, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь всё быстро меняется!
Продик: проявлял исключительный интерес к языку: семантика, синоминия, омономия. Анализ проблем языка, искусство ведения спора, искусство слова.
Именно с софистов начинается философская лингвистика.
Сократ (5в. до н.э., начальный классический период)
Нет письменных трудов, философия только устно. Передавал идеи через своих учеников, один из которых Платон.
Главный вклад в философию состоит в разработке собственного философского метода познания, включающего в себя три аспекта:
- диалектику (понимаемую как искусство ведения спора). Принципы: аргументированность, умение слушать оппонента.
- иронию (критика недостатков или неправильного мнения оппонента)
- майевтику – искусство определять понятия при посредстве наведения, т.е. помощь оппоненту в разработке собственной правовой позиции
Сократ впервые стал использовать индуктивные доказательства для выработки общего определения, а также впервые поставил вопрос о соотношении политики и морали.
Софисты: мораль – это система регулятивных принципов поведения человека.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил переворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Сократ возвёл в философский принцип изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!». Главная цель его философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания её бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Сократ считал, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и обладающим искусством государственного управления.
Был приговорен к смерти и, отказавшись от бегства, выпил яд.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.