10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
Элейская школа
Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг. до н. э.), современник Гераклита. Основные положения: мыслить и быть — одно и то же, поэтому – лишь бытие существует, а небытия вовсе нет; бытие едино, неделимо, однородно и сплошь заполнено, пустоты не существует, отсюда – бытие неподвижно, видимое нами движение только кажется существующим, поскольку нельзя мыслить движение как движение (апории Зенона).
Учение о бытии и проблема движения. Парменид и его последователь Зенон (Элейский) (акмэ – 460 гг. до н.э.) развили учение, согласно которому бытие, если оно существует, – едино и неподвижно. Они выстроили целый ряд логических аргументов в обоснование этого положения.
Таким образом, существует только бытие, т.е. то, что мыслится существующим. Истинное бытие, согласно Пармениду, – не рожденное, целокупное, единое и законченное. Оно сплошь заполнено, абсолютно плотно, однородно и неделимо. В нем нет пустоты (т.е. небытия), а, следовательно, – нет, и не может быть, движения. Если предположить, что бытие движется, тогда любое наше суждение о таком бытии, – не может быть истинным, так как о текущем не может быть знания согласно истине. Таким образом, истинное бытие едино и неподвижно, хотя в нашем чувственном восприятии, оно выступает как множественное, раздробленное, разделенное как бы пустотами и движущееся в этих пустотах. Но это лишь мнение.
Парменид не дал подробного обоснования своим положениям. Это сделал его ученик Зенон.
В апориях Зенона впервые показаны трудности философского осмысления проблемы движения, если исходить из предположения, что бытие делимо и множественно. При этом Зенон отдает предпочтение мышлению перед объективностью, вполне следуя принципу Парменида: мыслить и быть одно и то же, т.е., если возможно мыслить движение как именно движение, то оно существует. Если нет, то и движения нет.
1) Первая из апорий - "Дихотомия" (что в переводе с греческого означает "деление пополам") доказывает невозможность мыслить движение. Зенон рассуждает так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть даже самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину, а прежде всего - половину этой половины и т.д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности. И в самом деле, если непрерывная величина мыслится как существующее в данный момент бесконечное множество точек, то "пройти", "просчитать" все эти точки ни в какой конечный отрезок времени невозможно.
2) Вторая апория Зенона - "Ахиллес и черепаха". Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякий раз до бесконечности.
3) В третьей апории - "Стрела" - Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки нет. Он разлагает время на сумму неделимых моментов, отдельных "мгновений", а пространство - на сумму неделимых отрезков, отдельных "мест". В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать.
Таким образом, Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.
Метафизический характер учения Парменида и Зенона состоит в отрицании факта противоречивости бытия, что обнаруживается в связи с осмыслением проблемы движения. Изложение всех апорий Зенона можно найти у Аристотеля, вместе с его критикой тех логических предпосылок, на которых они основаны.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества