logo
шп

31. Философское учение о сознании.

С точки зрения современных представлений сущность сознания раскрывается в четырех его различных отношениях.

Первое отношение. Это отношение сознания вообще (во всех его формах) ко всей материи в целом. Анализ этого отношения обычно связан с выяснением вопроса о происхождении сознания, который представляет собой особую (причем не только философскую) проблему.

Второе отношение. Это отношение сознания или субъективной реальности к объективному миру как к предмету отражения. Анализ этого отношения раскрывает основное содержание сознания и его форм.

Третье отношение. Это отношение сознания к своему особенному материальному носителю (субстрату) (материализм) или материальному проводнику воздействия духа на тело, его органы и объекты внешнего мира (идеализм). Анализ этого отношения раскрывает связь сознания и нервной системы (мозга), психического и физиологического на уровне живой природы.

Четвертое отношение. Это взаимное отношение сознания и человеческой деятельности. Анализ этого отношения раскрывает природу и сущность человеческого сознания (мышления и воли).

Что касается первого сущностного отношения, то следует иметь в виду, что природа сознания по-разному понимается представителями различных философских направлений.

Так, например, идеалисты рассматривают сознание (дух) как особую нематериальную субстанцию, которая существует самостоятельно и независимо от тела, существует вечно и до материи.

Материалисты рассматривают сознание как такую реальность, которая не обладает самостоятельным, независимым от материи существованием..

В рамках второго сущностного отношения сознания в философской литературе дается следующее его определение: сознание есть высшая форма отражения действительности. Смысл этого опреде­ления состоит в том, что сознание с точки зрения своего содержания есть образ предмета, действительности. Но это образ субъективный. Сознание, как отражение действительности, субъективно по своей форме, объективно по своему содержанию. Объективное содержание сознания – это такое его содержание, которое зависит и определяется особенностями, составом и структурой самого отображаемого предмета и которое, следовательно, в этом смысле не зависит от воспроизводящей (отражающей) способности субстрата отражения (нервной системы, мозга).

В рамках третьего сущностного отношения сознания обычно дается следующее его определение: сознание есть функция нервной системы (мозга). С этой точки зрения сознание рассматривается как психическое, имеющее свою основу в материальных (физиологических) процессах протекающих в нервной системе. Но сознание как психическое, как «функция мозга», не сводимо к физиологическому, т.е. материальному. Это различие психического и физиологического, сознания и мозга нужно постоянно иметь в виду.

В рамках четвертого отношения сознания вскрывается специфика человеческого сознания, мышления и воли. Здесь устанавливается зависимость человеческого сознания (мышления и воли) от деятельности. Эта зависимость носит взаимный характер. Сознание (мышление) выступает необходимым условием всей человеческой деятельности, а с другой стороны, – сама деятельность человека, труд, изменение внешней природы, выступают ближайшей основой развития сознания. Поэтому сознание не может быть правильно понято вне человеческой истории и ее субстанциальной основы (т.е. человеческой деятельности). Человеческое со­зна­ние с этой точки зрения не есть некий «дар природы», а результат исторического развития человека и общества.