34. Единичное, особенное и всеобщее.
ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ — философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто Е. Однако уже элементарная практика обнаруживает повторяющиеся признаки ряда объектов, позволяет объединять их в определенные классы. Общие черты, присущие некоторым объектам, относящимся к определенному классу, выступают как О. Другие, обнаруживающиеся у всех без исключения представителей этого класса, рассматриваются как В. Решение вопроса о соотношении Е., о. и в. в сознании и в объективном мире, особенно проблема соотношения общих понятий и единичных реальных объектов, которые обозначаются такими понятиями, вызывало большие трудности в истории философии. При наивно-наглядном представлении об объективном аналоге В. в мышлении как о сходном, повторяющемся в мире явлений еще не ставится вопрос об источниках, причине этого сходства, как и вопрос о том, в какой мере В. в понятиях отражает реально существующие характеристики бытия, а в какой коренится в особенностях познавательного процесса. Такой позиции придерживались древнегреческие материалисты. Так, Фалес основу всех вещей, В., видит в воде, Гераклит — в огне, Демокрит — в атомах. Понимание В. как объективного свойственно и большинству идеалистов этого периода, но В. у них отрывается от материальной действительности и превращается в особый мир идеальных сущностей (Платон). Аристотель не считал В. особой сущностью, отделенной от Е., от объектов реального мира. В. для него — это прежде всего абстракции, используемые человеческим разумом, но одновременно и сущность единичных объектов, цель, ради к-рой существуют последние (здесь Аристотель близок к платоновской трактовке В.). Учение Аристотеля стало базой для враждующих течений номинализма и реализма (Реализм средневековый). Опытная наука нового времени, развивавшаяся в борьбе против богословия и схоластики, породила протест против идеалистической трактовки В. Выражая эту тенденцию, Локк понимает В. только как абстрактное, словесное выражение сходства явлений. Такое толкование согласовывалось с практикой тогдашнего естествознания, особенно с попытками классификации явлений. Дальнейшее развитие теоретической науки демонстрирует односторонность локковского понимания В. Критику такого понимания предпринимают Кант и в особенности Гегель, который различает «абстрактно В.» как фиксированное в словах тождество явлений (их простое сходство) и подлинное, «конкретно В.», понимаемое как внутренняя сущность, закон существования и изменения явлений. В то же время подлинно В., по Гегелю, предстает как нечто духовное — идея, понятие. В марксизме категории Е., о и в. рассматриваются как средство отражения объективных связей бытия. «Форма всеобщности в природе,— пишет Энгельс,— это закон... Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное» (Т. 20. С. 548— 549). Раскрывая объективную связь вещей и явлений мира с помощью категорий Е., о. и в., материалистическая диалектика говорит, что В. воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного, что Е. не существует без В., а последнее без Е., что в известных условиях Е. не только связано с В., но и переходит в него. Объективная связь явлений, существующая независимо от нашего знания о ней, вместе с тем находит свое выражение в языке и формах исследования объектов, поскольку они формируются в ходе практической, материальной деятельности в объективном мире и несут на себе черты этого мира. Теоретический анализ и реконструкция с помощью понятий этих связей имеют огромное значение для практики, к рая, имея дело с единичными объектами в специфических условиях, направляется знанием всеобщих законов, действующих в этих объектах как тенденция, и учитывает особенности, определяемые конкретными условиями. Так, в ходе мирового общественного развития необходимо выявлять всеобщие закономерности этого процесса и те особенности в отдельных странах, которые определяются спецификой их исторического развития, их экономики и культуры.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества