40. Возможность и действительность. Вероятность.
Раскрытие внутренней природы (содержания) и закономерностей процесса развития требует исследования различных тенденций, путей и форм его реализации. Реализация того или иного содержания, той или иной закономерности заключает в себе различные возможности.
Категория возможного отражает формы и способ реализации содержания предмета как следствие определенных закономерностей его развития.
Действительность – это актуальное бытие как результат реализованной возможности, результат определенной закономерности в развитии содержания предмета, а, следовательно, и необходимость именно данной конкретной формы его реализации.
Таким образом, можно сказать, что возможность – это то, что может быть, поскольку оно не противоречит законам развития данного содержания. Действительность – это то, что есть, имеется налицо, наличное бытие определенной возможности, нечто существующее как закономерный результат процесса развития. То, что есть, но есть не как необходимое, т.е. не связанное с закономерностью развития данного содержания, есть случайное. Поэтому действительность понимают как содержащее в себе и то, и другое, т.е. содержащее и необходимое, и случайное в некотором единстве. Отношение межу категориями действительности, возможности и случайности иногда выражают следующим образом: «Случайное - то, что есть, но чего может и не быть, тогда как возможное - то, чего нет, но что может быть» (М. Эпштейн). Противоположным категории «возможное» является понятие «невозможное». Под невозможным обычно понимают то, что противоречит законам развития вообще или данного содержания предмета, в особенности. Невозможное – это то, что не может быть ни при каких условиях.
Противоположность возможности и действительности – это, прежде всего, противоположность потенциального и актуального, того, что лишь находится в процессе становления и того, что существует как наличная данность, некое ставшее бытие.
Возможность превращается в действительность, потенциальное становится актуальным, нереализованное – реализуется, как только создаются необходимые условия.
Мерой реализации возможного является вероятность.
Различают возможности абстрактные (или формальные) и конкретные (или реальные), обратимые и необратимые.
Абстрактная возможность – это такая возможность, когда что-либо, оказываясь возможным в общем отношении, одновременно невозможно в каком-либо частном отношении. Например, для процессов данного рода это вообще возможно (не противоречит законам явлений данной предметной области), но в данных конкретных условиях оно реализовано быть не может. Возможность полетов в пределах планет солнечной системы существовала ранее как абстрактная возможность. С созданием соответствующих летательных аппаратов (первой космической ракеты) такая возможность стала конкретной (или реальной).
Реальная возможность – это такое проявление общего, которое уже содержится в условиях данного особенного и поэтому может быть реализовано.
Абстрактная возможность в процессе развития может превратиться в реальную. Но на этом основании их смешивать нельзя.
В анализе процесса превращения возможностей в действительность, в оценке реальных возможностей необходим конкретно-исторический подход. Так, например, волюнтаризм в политике проявляется не только в том, что ставятся и рассматриваются как реально значимые несбыточные (недостижимые) цели, но и в том, что абстрактные возможности выдаются за реальные.
Обратимыми называют такие возможности, с реализацией которых прежняя действительность оказывается возможной. Например: вода может превратиться в пар, а пар снова в воду и т.п.
Необратимые возможности – это такие возможности, с реализацией которых прежняя действительность невозможна. Известный афоризм Гераклита, прекрасно выражает это: «нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, потому что в ней текут новые воды».
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества